Экология / Правовая основа информационного обеспечения

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу

 Правовая основа информационного обеспечения

Раздел: Информационное обеспечение

Согласно ГОСТ Р ИСО 14010-98 аудит возможен только при наличии достаточной и надлежащей информации об объекте аудита.

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

При экологическом аудите используется главным образом экологически значимая, так называемая экологическая, информация, которая содержит огромное количество данных, в чсатности:

— о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;

— об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

— о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

— о мерах по охране окружающей среды и т.п.

В экоаудиторской деятельности должна использоваться документированная информация. Статья 5 федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает следующие положения по документированию информации:

— документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.

Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

— документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

— юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно — технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Правовая основа доступа к информации в области состояния и охраны окружающей природной среды закреплена в законодательных и подзаконных нормативных актах Российской Федерации. Один из основных принципов охраны окружающей природной среды — гласность в работе по решению природоохранительных задач, который полностью раскрыт в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Открытость сведений о состоянии окружающей природной среды следует из Закона РФ «О государственной тайне», который относит информацию о состоянии экологии к разряду сведений, не подлежащих засекречиванию. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» введен запрет на ограничение доступа к документам, содержащим экологическую информацию.

Постановлением Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» установлено, что сведения о загрязнении окружающей среды не могут составлять коммерческую тайну предприятия или предпринимателя. В то же время в отдельных случаях доступ к экологической информации может быть ограничен. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», утвержден перечень в который включены некоторые сведения экологической направленности, относящиеся к военной области, к области экономики, науки и техники.

Положения, касающиеся информационного обеспечения в сфере окружающей природной среды имеются и в других законодательных актах Российской Федерации. В частности ФЗ «О геодезии и картографии определен порядок передачи гражданами и юридическими лицами имеющейся у них информации об объектах местности на территории Российской Федерации, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах.

Лесной кодекс РФ устанавливает состав информация о лесном фонде, которая включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет гражданам право на получение от предприятий и организаций в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах но обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды.

ФЗ «О радиационной безопасности населения» устанавливает право граждан и общественных объединений на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.