
На гидросооружениях в Таджикистане и Киргизии - катастрофический рост "мертвого" объема водохранилищ
11 сентября 2009 года | Узбекистан
Рубрика: За рубежом
По мнению эксперта, по первоначальному проекту в этих объектах вода должна была накапливаться зимой, чтобы весной и осенью оросить земли. В связи с переводом на энергетический режим вода срабатывается зимой, а накопление производят весной и летом. Из-за этого происходит в них катастрофическое увеличение "мертвого" объема, а количество полезной воды в них с каждым годом уменьшается.
"Это опасное явление. Изменения режима работы водохранилищ наносят существенный вред гидротехническим сооружениям в нижнем течении. Например, все ирригационные сооружения Узбекистана работают в вегетационный период весна-лето, и обычно проводятся большие подготовительные ремонтные работы в осенне-зимний период.
Однако с изменением режима у водников возникли огромные трудности с выполнением этих работ. Мы вынуждены вместо ремонтных работ принимать большие объемы воды, сбрасываемой в результате выработки электроэнергии странами, расположенными в верховьях. Это ведет к непредсказуемым разрушениям гидротехнических сооружений", - отметил узбекский эксперт.
По его словам, процессы глобализации заставляют по-новому оценивать многие проблемы. К ним относятся и вопросы использования трансграничных водных ресурсов рек (ТВРР). Эта проблема, так или иначе затрагивающая сегодня интересы практически всех государств, все чаще становится объектом исследования.
"ЕЭК ООН, реализующая Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, полностью разделяет наше беспокойство в том, что любая чрезвычайная ситуация на одной из больших плотин, а их в регионе, напомню, около ста, может иметь катастрофические последствия для населения и экономики стран, расположенных ниже по течению трансграничных рек.
Ведь большинство из плотин построены 40-50 лет назад. Ресурсы для их содержания в соседних государствах ограничены, несовершенна правовая база для безопасного использования имеющихся сооружений. Сейчас в эксплуатируемых гидротехнических сооружениях электроэнергетических объектов наступил период перехода в зону повышения интенсивности отказов в результате старения материалов и конструкций сооружений. Причины и факторы старения еще недостаточно изучены не только в Центральноазиатском регионе, но и во всем мире", - подчеркнул представитель Госводхознадзора.
Он обратил внимание на то, что для Центральной Азии весьма важную значимость имеет обеспечение надежной, бесперебойной и в целом безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, в первую очередь межгосударственного значения. "Следует четко понимать, что аварии на подобных объектах не будут локальными, в пределах одного государства, последствия их могут быть катастрофическими.
Исходя из этого первостепенное значение имеют вопросы регулирования и контроля со стороны государства. Подчеркну, что сегодня Узбекистан является единственной страной в регионе, где обеспечивается государственное регулирование безопасности гидротехнических сооружений. Приняты Закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и ряд правительственных решений для реализации данного закона и создания специального уполномоченного государственного органа по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных гидротехнических сооружений - Госводхознадзор. К сожалению, странами, расположенными в верховьях, где эксплуатируются крупные гидроузлы (водохранилища и гидроэлектростанции), не создана правовая база в области безопасности гидротехнических сооружений, отвечающей современным требованиям", - пояснил Ш.Талипов.
По мнению узбекского эксперта, эксплуатируемые сооружения должны иметь свои оценочные показатели, которые зачастую называют критериями надежности или безопасности. Каждому критерию должны соответствовать показатели в виде количественных и качественных оценок, с которыми сравниваются фактически наблюдаемые (или рассчитанные по данным натурных наблюдений) показатели состояния сооружения.
Эксплуатацию гидротехнических сооружений относят к опасным видам деятельности, и современные требования по разработке деклараций безопасности этих сооружений являются обязательными во всех циклах производства (проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция и т.п.). Сегодня в республике разработана и внедрена нормативно-методическая база, позволяющая давать достоверную оценку надежности и безопасности гидротехнических сооружений с применением теории вероятности.
"Насколько опасно изменение режима видно на примере Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь турбины не выдержали бешеной нагрузки: суточная выработка электроэнергии достигала в июле-августе 105%, максимальных за все тридцать лет эксплуатации. Любое изменение режима может повлиять на конструкции, приборы, автоматику. Еще одна серьезная проблема - заиление. В Нуреке и Токтогуле из-за нарушения режима иловый отстой скапливается у горловин водовыпуска водохранилищ. По проекту сработка должна идти летом и осенью, когда муть осела.
Но вода резко спускается весной, когда мутность высокая. Вот и скапливается ил там, где ему быть никак нельзя. Сейчас сентябрь, по проектам водохранилища должны быть пусты. А в Токтогуле - 12,9 кубокилометра! И Нурекское - полное. Из-за заиления воды в нем меньше, чем по проекту. Надо бы открыть донные водовыпуски и смыть наносы. Прежде их смывали ниже критических отметок за два осенних месяца. Электроэнергия не вырабатывалась, зато дно очищалось. Сейчас это не делается, и "мертвый" объем с кубокилометра увеличился почти до шести. Заиление приводит к тому, что сокращается запас воды, она идет напрямую. Изменение режима в верховьях влияет на Туямуюнское водохранилище, русло которого сейчас заилено на 25-30%", - заключил главный специалист Госводхознадзора Узбекистана.
В Центральноазиатском регионе находится самая высокая в мире каменно-набросная Нурекская плотина на реке Вахш в Таджикистане. Ее высота составляет 300 метров, объем - 10,5 млрд кубов. Высота бетонной плотины Токтогульской ГЭС на реке Нарын в Киргизии - 215 метров, водохранилище способно накапливать 19,5 млрд кубов. Строились они для регулирования стока трансграничных Амударьи и Сырдарьи в интересах поливного земледелия. Перевод в начале девяностых годов верхних водохранилищ с ирригационного на энергетический режим вызвал опасную цепную реакцию на всех гидросооружениях.
За рубежом — последние новости
1 ноября 2018 года | Китай
24 сентября 2018 года | Тунис
10 апреля 2018 года | Япония
16 марта 2018 года | Финляндия
1 марта 2018 года | Швейцария
Узбекистан — последние эко-новости
18 марта 2024 года | Узбекистан
10 июня 2023 года | Узбекистан
17 декабря 2019 года | Узбекистан
10 сентября 2019 года | Узбекистан
15 марта 2019 года | Узбекистан