Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Чайка и Трутнев раскритиковали нефтяников

8 декабря 2006 года | Россия

Рубрика: Общие

Генпрокурор РФ Юрий Чайка и министр природных ресурсов Юрий Трутнев на совместной коллегии в пятницу, 8 декабря, раскритиковали предприятия нефтегазовой отрасли за нарушения экологического законодательства. Ведомства готовятся ввести более жесткие санкции не только к нарушителям, но и чиновникам.
"Нарушения экологического законодательства со стороны нефтегазодобывающих предприятий приобрели массовый характер. Создается такое впечатление, что в погоне за сверхприбылью руководители предприятий забывают, что они осуществляют свою деятельность на территории нашей Родины, а не на какой-то чужой планете. Что любое негативное воздействие на окружающую среду может повлечь за собой непредсказуемые экологические изменения, которые негативно отразятся на жизни и здоровье населения, на последующих поколениях", – заявил на совместной коллегии Генпрокуратуры и МПР Юрий Чайка.

Юрий Чайка также отметил, что предприятиями нефтегазодобывающего комплекса допускается превышение установленных объемов добычи полезных ископаемых, не выполняются требования закона о рекультивации земель. "Теряются большие запасы попутно залегающих природных ресурсов, разработка ведется способами, нарушающими правила сохранности недр. Зачастую добыча и транспортировка углеводородного сырья сопровождается незаконной вырубкой лесов. Из-за неудовлетворительного состояния и некачественного обслуживания трубопроводов, ненадлежащего контроля за ними ежегодно происходят тысячи аварий, приводящих к загрязнению огромных по площади территорий и водных акваторий", – заявил Чайка.

В то же время Генпрокурор отметил, что имеются серьезные нарекания к органам прокуратуры. "Отдельные прокуроры допускают случаи волокиты при проведении проверок по материалам и обращениям, переданным им на рассмотрение органами Росприроднадзора и Ростехнадзора, принимают необоснованные процессуальные решения", – сказал он.

"Анализ следственной практики свидетельствует о том, что возбужденные уголовные дела по фактам незаконных врезок в нефтепроводы зачастую без производства всех необходимых следственных действий и достаточных оснований приостанавливаются и до суда не доходят", - отметил Чайка. "А ведь этими преступлениями государству причиняется ущерб, исчисляемый миллиардами рублей", - добавил генпрокурор.

8 декабря министр природных ресурсов Юрий Трутнев выступил на заседании коллегии МПР России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе Министерства природных ресурсов России, он, в частности, заявил:
"Вопросы, вынесенные в повестку дня совместного заседания, имеют принципиальное значение, как для экономики страны, так и для создания благоприятных условий для жизни людей.
Сегодня в Российской Федерации выдано более 12 тыс. лицензий на право пользования недрами. Компании, добывающие и перерабатывающие сырье, ежегодно обеспечивают до половины налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
При этом в стране с начала 1990-х годов практически полностью разрушена система контроля за выполнением лицензионных соглашений.
Как результат - десятки месторождений не вводятся в установленные сроки, по тысячам объектам нарушаются сроки и объемы проведения геологоразведочных работ.
Более 10% нефти, добываемой в России, извлекается свыше установленных проектными документами показателей.
В результате снижения внимания к рациональному использованию недр, коэффициент извлечения нефти в России за последние 20 лет упал с 0,45 до 0,30.

Зачастую это является последствием ухудшения работы органов государственной власти. Так после передачи Министерством природных ресурсов на уровень Роснедр вопросов рассмотрения условий выполнения лицензионных соглашений в 2005 году, эффективность работы снизилась практически в два раза. Упало как количество компаний, рассмотренных на заседаниях Комиссии, неоправданно смягчились санкции, применяемые к нарушителям законодательства.

Все вышеперечисленные проблемы наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему МПР России, начиная с 2004 года, предпринят ряд шагов, направленных на изменение этой ситуации.
Создана и внедряется система мониторинга лицензионных соглашений, в значительное число лицензий, не содержавших конкретных условий, внесены изменения.
Впервые в истории России начата работа по инвентаризации скважин, определены их собственники. Принят целый ряд нормативных документов, повысивших прозрачность недропользования.
К сожалению, сложнее выглядит ситуация в области соблюдения природоохранного законодательства.
Произошедшее в результате реформирования раздробление функций по охране окружающей среды между целым рядом ведомств, привело к практически полной утрате государственного экологического контроля и надзора.
Практически не совершенствуется нормативная база, Ростехнадзором до сих не представлены проекты законов о плате за негативное воздействие, об экологическом аудите, постановление Правительства Российской Федерации "О Порядке проведения государственного экологического контроля".

В результате мы сталкиваемся с примерами, подобными массовым нарушениям природоохранного законодательства в ходе разработки проекта "Сахалин-2". Экология острова губилась длительное время, но тех, кто взял бы на себя ответственность остановить это, не находилось три года.
При этом вредное воздействие на окружающую среду предприятиями топливно-энергетического комплекса повышается. За последние три года совокупный объем выбросов предприятиями ТЭК увеличился почти на 20%.

Надеюсь услышать в выступлениях членов совместной коллегии искренний и откровенный анализ причин сложившейся ситуации, и предложения по ее исправлению.
Кроме того, считаю, нам вообще необходимо определить, все ли из руководителей, отвечающих за государственное управление в данных сферах, в состоянии решить стоящие перед ними задачи.
Очевидно, что совместные скоординированные усилия Прокуратуры Российской Федерации и системы Министерства природных ресурсов в области охраны окружающей среды и соблюдения законности в сфере недропользования могут дать значительно большие и качественно иные результаты".