Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Утильный бизнес

16 апреля 2007 года | Россия

Рубрика: Общие

В Перми готовится открытие завода по утилизации шин, созданного по разработанной в регионе технологии. Эксперты считают, что проектом должны заинтересоваться в Европе.


Как стало известно «bc», в Перми в ближайшее время откроется новый перерабатывающий завод, ООО «Экоинвест», специализирующийся на переработке использованных шин. Строительство объекта по технологии, разработанной пермской компанией, ООО «Астор», началось в 2006 году, и за время возведения объекта в него было вложено около 100 млн рублей. Площадь нового предприятия составляет 1,6 тыс. кв. м, численность персонала — порядка 100 человек. В данный момент, как говорят учредители ООО «Экоинвест», завод проходит стадию пуска-наладки, после чего начнет работу по переработке автомобильных покрышек в резиновую крошку.

Мусорный бизнес. О перспективности нового направления в производстве вторичного сырья говорят многие эксперты, а сферу переработки автомобильных шин специалисты из области экологии считают перспективным бизнесом. В настоящее время в Перм-ском крае из эксплуатации ежегодно выходит около 30 тыс. т автомобильных покрышек. По законодательству их захоронение на свалках запрещено, и единственным легитимным способом избавления от старых автомобильных шин как для физических, так и для юридических лиц является их сдача на переработку специализированным организациям. И если контролировать частных автовладельцев сложно, то для предприятий государством предусмотрена соответствующая система надзора. Как сообщила сотрудница государственной инспекции по охране окружающей среды в Пермском крае Ольга Куркина, процесс эксплуатации шин юридическими лицами жестко регламентирован.
Ольга Куркина:
— Предприятия должны предоставлять отчет, от какого объема отходов они избавились. При этом некоторым выдается разрешение на временное хранение определенного объема отходов. Собрав определенное количество шин, компания должна сдать его организации, специализирующейся на утилизации или переработке.
Себестоимость переработки одной тонны использованных автомобильных покрышек составляет около 5 тыс. рублей, и в настоящее время в регионе существуют только две компании, обладающие лицензией на эту деятельность: ООО «Астор» (Закамск, г. Пермь) и ООО «Экотех», находящееся в Ленске. Еще около двух десятков компаний обладают правами хранить использованные покрышки, составляя конкуренцию перерабатывающим предприятиям за счет более низкой стоимости принятия покрышек (дешевле в 2,5 раза, около 2 тыс. рублей за т).
По мнению директора ООО «Экоинвест» Сергея Ковалева, эффективность шиноперерабатывающего бизнеса во многом зависит от действий властей: «По законодательству, если на территории региона есть лицензированные предприятия, занимающиеся переработкой использованных шин, запрещено эти отходы хоронить или утилизовать. Однако, несмотря на это, Ростехнадзор с начала года выдавал лицензии на уничтожение старых покрышек компаниям».

Заинтересовали Европу. Новый завод, по словам учредителей, способен переработать около 6 тыс. т использованных шин в год, что способно удовлетворить лишь 20 % потребностей региона в переработке. Поэтому инвесторы рассматривают проект создания в Пермском крае еще двух подобных объектов, один из которых расположится в Чайковском. Другой завод, по замыслу учредителей, должен был появиться в районе Березников. По словам Сергея Ковалева, под оба объекта уже найдены инвесторы, но их имен бизнесмен не раскрыл.
В качестве одного из факторов перспективности «шиноперерабатывающего» бизнеса специалисты называют требования экологов. В настоящее время резиновые шины причислены к 4-му классу опасности среди бытовых отходов (1-й класс — это ядерные отходы, а 5-й — простые твердые бытовые отходы: пища, бумага, стекло и т. д.), но экологические организации России настаивают на переводе покрышек во вторую категорию. Эксперты считают, что если это произойдет, нормативные акты, предписывающие утилизацию отходов, ужесточатся, и, как следствие, объемы поставляемых на утилизацию шин возрастут. Предприятиям будет невыгодно рисковать, выбрасывая отработанные материалы вблизи дорог.
Помимо городов Пермского края, заявил Сергей Ковалев, к проекту шиноперерабатывающих заводов проявляют интерес около 15-ти субъектов России, готовых вкладывать средства в эту сферу. По информации «bc», только власти Москвы заинтересованы в строительстве 15-ти заводов. При этом технология, разработанная компанией «Астор», является, по словам ее директора Юрия Штейнберга, уникальной и не имеет аналогов в мире. В результате этого эксперты не исключают возникновения интереса со стороны европейских государств, для которых проблема утилизации покрышек стоит очень остро. В настоящее время во многих западных странах в процессе шинопереработки принимает участие бюджет. Однако современные технологии позволяют сделать шинопереработку не дотационной, а вполне выгодной отраслью, приносящей значительную прибыль, так как из резиновой крошки, возникающей в результате переработки шин, получается полусырье, годное для производства более тысячи различных товаров, от асфальтового покрытия до спортивных кортов и стадионов. К примеру, искусственное покрытие пермского стадиона «Нефтяник» выполнено из материалов, полученных из использованных покрышек.
Первым подобным объектом в Пермском крае считается завод-лаборатория компании «Астор». Старт второго завода намечен на первую половину мая. По мнению Сергея Ковалева, предприятие должно окупить вложенные в него средства уже через 3–4 года с момента начала работы. «Экоинвест», считают специалисты, должен стать пилотным проектом в передаче перерабатывающей отрасли в руки бизнеса и в случае успеха может создать удачный прецедент в этом направлении.