
— Вернуться в новостную ленту
Экологические законопроекты оказались «зелеными»
3 мая 2007 года | Россия
Рубрика: Общие
Блин первый. Еще 12 лет назад на федеральном уровне был принят закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Уже в 1997-1999 гг. в субъектах РФ появились свои законы, позволяющие региональным властям устанавливать категории ООПТ, контролировать работу природных заказников, памятников природы, ботанических садов и т.д. Между тем, в Иркутской области над разработкой закона голову не ломали еще несколько лет. Только в 2003 году в Приангарье была предпринята попытка первая, она же – неудачная.
Блин второй. В 2004 году специальным распоряжением властей Иркутской области создана рабочая группа, которая занялась описью ООПТ федерального, регионального и местного значения. В процессе работы были подготовлены замечания и предложения к проекту злополучного закона «Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области». Однако камнем преткновения, помешавшим довести дело до конца, стало отсутствие источников финансирования.
Блин третий. В 2006 году Иркутский институт законодательства и правовой информации подготовил сразу три законопроекта – «Об охране окружающей среды в Иркутской области», «Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области» и «О Красной книге Иркутской области». Вынести на рассмотрение пакет законов предполагается на майской сессии Законодательного собрания.
По анализу, проведенному Иркутским институтом законодательства и правовой информации, законодательство Приангарья в части экологии развито слабо. Пока на региональном уровне действует только два закона – об охране воздуха и об охоте. Сейчас готовится создание с 2008 года объединенного субъекта федерации, поэтому законодательную базу в сфере экологии придется создавать практически с нуля. Законодательные и исполнительные органы власти, «зеленые» и представители общественности сходятся во мнении – новые законы об экологии Иркутской области позарез необходимы.
Но если на вопрос «Быть или не быть?» все отвечают единогласно, то на вопрос «Каким быть?» консолидированного мнения пока нет. Окончательное решение – рекомендовать сессии принять три вышеупомянутых закона в первом чтении или нет – будет принято 17 мая на заседании комитета ЗС по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. А 2 мая на депутатских слушаниях, посвященных обсуждению этих законопроектов, высказались все заинтересованные лица – депутаты ЗС, представители областной администрации и муниципалитетов, общественники.
Затрат из областной казны принятие закона об ООПТ не потребует, утверждают специалисты администрации Приангарья. «Эти полномочия и раньше осуществляла Иркутская область. На начальном этапе функционирования закона даже не потребуется увеличения госслужащих, занимающихся вопросами экологии, -- рассказал начальник главного правового управления администрации Артем Кудашов, -- таким образом, и дополнительных средств из бюджета не потребуется».
Однако этот пункт в пояснительной записке к нормативному документу вызвал большое количество замечаний со стороны участников слушаний. Первыми на отсутствие финансового обоснования законопроекта об ООПТ обратили внимание представители общественных организаций. На проведении дополнительных исследований настаивает заместитель председателя объединения областного Совета профсоюзов Валерий Лукин. «К примеру, потребуются значительные средства на проведение экологического мониторинга. А если средства не будут предусмотрены в бюджете, зачем тогда принимать этот закон?» -- заявил Лукин. А председатель комитета ЗС по экологии Геннадий Нестерович напомнил, что ранее администрация Приангарья как раз из-за того, что на реализацию такого закона потребуются дополнительные затраты, и не шла на его принятие. Возник резонный вопрос: каким же образом нынешний законопроект оказался «бесплатным»? Депутат привел пример: «Значительные затраты потребуются только на организацию работы нового заказника в Казачинско-Ленском районе».
Многие представители экологических организаций выступили на слушаниях категорично: «Проекты этих законов не могут быть приняты в существующем виде». Так, защитников природы не устраивает, в первую очередь, отсутствие в законопроектах пунктов, касающихся пропаганды и экологического воспитания молодежи. «У нас нет уверенности, что эти законы помогут улучшить экологическую ситуацию в Иркутской области, -- рубила с плеча сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова, -- считаем, что в законопроектах недостаточно уделено внимания общественно-экологическому контролю».
Муниципалитеты недовольны распределением полномочий, предложенным в законопроектах. «Практически все структуры, занимающиеся вопросами экологии в Приангарье, сосредоточены на уровне администрации области, -- говорит начальник управления охраны окружающей среды и экологии города Братска Николай Рыжков. – Муниципалитеты не имеют права контролировать экологическую ситуацию на своей же территории, штрафовать нарушителей и т. д. В других субъектах федерации, например, в Калужской области, муниципалитеты наделены такими полномочиями».
Для осуществления полного контроля над экологической обстановкой в Приангарье, по мнению представителей охотоведческого факультета Иркутской сельскохозяйственной академии, необходимо проводить постоянный мониторинг. Однако в представленном законопроекте оговаривается ведение только экологического наблюдения.
Свои поправки пообещали предоставить и представители областного профобъединения. По словам Валерия Лукина, поступят они только после того, как законопроекты будут приняты в первом чтении.
Результаты депутатских слушаний таковы: администрации Иркутской области рекомендовано учесть при подготовке законопроектов источники их финансирования. Всем участникам слушаний рекомендовано представить до 7 мая свои предложения в комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания.
В профильный комитет ЗС уже поступили замечания и предложения к этим законопроектам из Слюдянского, Братского, Усольского районов, города Саянска. Обратилось в региональный парламент также руководство Байкало-Ленского заповедника, Прибайкальского национального парка, агентства лесного хозяйства Иркутской области и департамента агропромышленного комплекса. По словам Геннадия Нестеровича, многие предложенные поправки повторяют нормы соответствующего федерального закона, или, наоборот, не соответствуют нормам российского законодательства. «Все предложения мы рассмотрим в рабочем порядке. Если не будет оснований менять законопроект об ООТП концептуально, то мы предложим его рассмотреть на майской сессии», -- сказал глава комитета.
Источник: Парламентский вестник Приангарья