Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Чтобы новый Лесной кодекс заработал, необходимо принять еще около 60 подзаконных актов

26 декабря 2006 года | Россия

Рубрика: Общие

Госдума России приняла во втором чтении Лесной кодекс. Документ, который так долго ждали, может остаться очередным неработающим законом, если не будут разработаны около 60 подзаконных актов
Нынешний Лесной кодекс принят в 1997 году, но он не устроил государство: документ оставлял слишком много лазеек для нарушений в системе лесопользо­вания России.

Работа над новым главным лесным за­коном страны должна была закончиться в 2002 году, но специалисты так и не смогли разработать доку­мент: слишком много подводных камней оказалось в лесной отрас­ли. Лишь в середине апреля прошлого года Госдума приняла проект Лесного кодекса в первом чтении. До второго чтения закон претер­пел немало изменений.

Лесной кодекс необходим в России, чтобы в первую очередь на­вести порядок в лесной отрасли - в частности, пресечь незаконные рубки, организовать и наладить в стране систему глубокой перера­ботки древесины. По данным ИК "Финам", объем заготовки леса в России в 2005 году составил 185 млн куб. м, или 31% от объема рас­четной вырубки. Эти цифры соответствуют только официально оформленным документам. Федеральные и региональные власти объем незаконных заготовок оценивают в 10% от срубленного леса. Но, по мнению руководителей лесозаготовительных предприятий, объем нелегальной вырубки более реально оценивать на уровне не 10%, а 15–25%. Это тот лес, который заготавливается без разреши­тельных документов либо при наличии официальных бумаг на вы­рубку, но с нарушениями.

"Нелегальные рубки в России растут, и они превышают на конец прошлого года 5 млрд рублей при общем доходе лесного хозяйства в 27,5 млрд рублей в 2005 году", - отме­чает аналитик ИК "Финам" Владислав Исаев.Второй момент, о котором сейчас много говорят, - в России большая доля заготавливаемого леса отправляется на экспорт в не­обработанном виде: в январе–августе 2006 года экспорт леса соста­вил 196,7 млрд долларов, увеличившись по сравнению с янва­рем–августом 2005-го на 29,8%. Кстати, основные вырубки леса осу­ществляются в Сибири, а поставки на экспорт - в Китай. Это про­исходит на фоне неэффективно задействованных лесных ресурсов. К примеру, расчетная лесосека по Красноярскому краю сегодня со­ставляет 58,3 млн куб. м. В 2005 году фактически вырублено 9,8 млн куб. м. Таким образом, осваивается только 17,2%. Более 48 млн куб. м, предназначенных для вырубки, не используется.

Лесной кодекс в новом варианте, по мнению специалистов, создаст предпосылки для глубокой переработки древесины, более ак­тивного вовлечения лесного фонда в экономический и финансовый оборот российской экономики, даст дополнительные преимущества в ходе реализации приоритетных инвестпроектов, разделит хозяйст­венные и контрольные функции. Как считает директор по взаимо­действию с органами госвласти и местного самоуправления компа­нии "Илим Палп" Дмитрий Чуйко, ключевой момент документа с точки зрения лесопромышленников - возможность получения уча­стков леса в лесопользование через инвестиционные соглашения.

"Идея заключается в том, что если предлагаемый инвестпроект будет признан привлекательным, приоритетным, то владелец леса (госу­дарство) может по договоренности, в соответствии с соглашением, устанавливать договорную финансовую сторону отношений с инве­стором. Например, государство может предоставлять лес для заго­товки сырья в объеме, необходимом для загрузки будущих перераба­тывающих мощностей, бесплатно, на период до достижения проект­ной мощности, - отмечает Дмитрий Чуйко. - Таким образом от­крывается возможность использования этого фактора для увеличе­ния инвестиционной привлекательности отрасли и конкретных про­ектов".

Лесопользование в соответствии с новым законом возможно по нескольким вариантам. Помимо инвестиционного соглашения со­храняется система аукционов, в которых могут участвовать только предприятия, зарегистрированные в России: заключение долго­срочной аренды на срок от 10 до 49 лет на право лесопользования с правом последующей пролонгации может осуществляться на осно­ве торгов. Кроме того, закон предполагает краткосрочную аренду без ведения лесного хозяйства, которым могут пользоваться частники, небольшие предприятия либо фирмы, только начина­ющие работать в лесопромышленном комплексе. И четвертый путь - предоставление лесного фонда в пользование населению.

Чтобы новый Лесной кодекс заработал, необходимо принять еще около 60 подзаконных актов. К примеру, кодекс не прописывает, по каким критериям будет определяться приоритетность инвестици­онного проекта. Разработчики документа планировали ввести так­же такое понятие, как квалификационный отбор участников аукци­онов. Его в законопроекте нет, и авторы надеются закрепить суще­ствование этой процедуры в подзаконном акте.

По словам Дмитрия Чуйко, таких моментов еще слишком много и необходимо закре­пить их нормативными актами как можно скорее. Иначе новый Лесной кодекс так и останется в числе юридически существующих, но на деле не работающих документов.