РНК-мир: мы на шаг ближе к доказательству возможности бионегеза

14 мая 2016 года | Международная

Мир РНК — это красивая гипотеза о самозарождении жизни, и вчера её доказательство стало на шаг ближе. В 2009 году английскому учёному Джону Сазерленду удалось предложить схему, по которой в «протобульоне» могли синтезироваться цитозин и урацил — два из четырёх «кирпичиков» РНК. Журнал «Science» опубликовал сообщение о том, что воссозданы условия автономного синтеза аденина и гуанина, или пуриновых оснований (пуринов).

Белки не могли дать начало жизни на нашей планете — они не способны хранить и передавать информацию. ДНК может хранить информацию — но сама по себе не жизнеспособна: она не умеет воспроизводиться без посторонней помощи и вообще довольно неохотно вступает в реакции. Поэтому ещё в 80-е годы XX века учёные предположили, что если жизнь и зародилась сама по себе, то она началась с РНК — молекулы, которая может и вступать в разнообразные реакции, и хранить генетический код.

Остаётся только доказать, что РНК могла появиться и начать воспроизводиться случайно, из «первичного бульона» — тёплой воды и первых молекул на основе углеродных цепочек.

Синтезировать отдельные нити РНК — рибозимы — в лаборатории научились быстро. Несколько большую трудность представляла задача получить рибозимы с полимеразной активностью, то есть такие нити РНК, которые будут размножать другие рибозимы. Самые простые из них, умевшие удваивать короткие цепочки, удалось получить в начале 2000-х, и это стало огромным прорывом. Тогда биологи пришли к выводу, что изначально могло существовать два способа удлинения, усложнения цепи: за счёт репликации коротких РНК при помощи рибозом с полимеразной активностью и за счёт простой «сборки» из отдельных нуклеиновых оснований: аденина, гуанина, цитозина и урацила.

Солнце готовит космический шторм