Палеонтологи предлагают переписать историю динозавров

23 марта 2017 года | Международная

Мэтью Барон (Matthew Baron) сегодня проснулся знаменитым после того, как в одном из самых престижных научных журналов мира, «Nature», было опубликовано его исследование, которое многие уже назвали революцией в палеонтологиии. Основной тезис Барона заключается в том, что учёным всего мира пора пересмотреть свои взгляды на эволюцию динозавров.

Современные представления об эволюции динозавров основываются на предположениях, выдвинутых ещё в конце XIX века. Тогда надотряд динозавров разделили на два крупных таксона: один — отряд ящеротазовые (Saurischia), который включает два подотряда: тероподов (куда входят знаменитые хищники — тираннозавры) и подотряд завроподоморфы (Sauropodomorpha), к которому относят больших травоядных животных — например, диплодоков. Иногда в отдельный подотряд в составе отряда ящеротазовых выделяют и средних размеров хищников — герреразавридов (Herrerasauridae). К второму отряду динозавров — птицетазовые (Ornithischia) — относят тех динозавров, у которых кости таза были наклонены вперёд, как у современных птиц: это травоядные (реже- всеядные) стегозавры, рогатые цератопсы и другие коренастые и тяжёлые животные, меньше всего напоминающие птиц. Происхождение современных птиц связывают с эволюцией ящеротазовых, а не птицетазовых динозавров.

Эту классификацию, служившую палеонтологам почти полтора века, возможно, придётся изменить. Барон и его коллеги проанализировали огромное количество палеонтологического материала — фрагменты скелета более 75 динозавров, живших в начале эпохи динозавров — в первые 100 миллионов лет мезозойской эры. Они выделили сотни характерных анатомических черт и пришли к выводу, что у тероподов было больше общего с птицетазовыми, чем с завроподоморфами; другими словами, T-рекс ближе к стегозавру, чем к диплодоку. Группу, в которую включат и тероподов, и птицетазовых, учёные предложили назвать орнитоцелидами (Ornithoscelida), что переводится с греческого как «имеющий конечности птицы».

Новая классификация по версии М. Барона и его коллег. Тероподы и птицетазовые предлагается отнести к одной крупной группе динозавров — орнитоцелидам.

Новая классификация заставляет предположить, что общий предок всех динозавром был всеядным, а затем представители ящеротазовых и орнитоцелид развивались параллельно, и хищники появились в разное время в двух разных группах. А вот перья появились только однажды, у орнитоцелид.

Кроме новой таксономии исследование Барона предлагает и другие гипотезы и радикальные оценки. Так, место появления первых динозавров предлагается искать не в южном полушарии, а в северном. Особую роль Барон и его коллеги отводят салтозавру — небольшому хищному динозавру размером с домашнюю кошку, окаменелые останки которого обнаружили в Шотландии. По словам Барона, салтозавр вполне может оказаться одним из первых представителей динозавров, близким к общему предку и ящеротазовых, и птицетазовых.

Предположения Барона были встречены в научном сообществе резкой критикой, однако звучат и голоса в поддержку его тезисов. Комментируя работу Барона для раздела «Мнения» журнала «Nature», палеонтолог из Калифорнийского университета в Беркли Кевин Падьян (Kevin Padian) отметил, что Барон его коллеги пользовались широко известными методами, поэтому от их результатов нельзя отмахнуться. Вряд ли общепринятое представление об эволюции динозавров изменится в одночасье: для этого потребуется изучить имеющиеся останки и сравнить анатомические характеристики многих других видов динозавров, считает учёный.

Солнце готовит космический шторм