Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Саратовское водохранилище останется в ведении Российской Федерации

23 ноября 2006 года | Россия

Рубрика: Общие

Саратовское водохранилище включено в перечень водохранилищ, которые будут находиться в исключительном ведении федеральной власти.
Правительство РФ Распоряжением от 16.11.2006г. утвердило перечень стратегически важных водоемов, которые будут находиться в исключительной федеральной собственности. Использование их водных ресурсов осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ.
Как сообщили корреспонденту Regions.ru в пресс-службе ОАО "Саратовская ГЭС", в перечень вошли 70 водохранилищ, в том числе все водохранилища гидростанций Волжско-Камского каскада и других ГЭС, входящих в состав ОАО "ГидроОГК".
В России около 5 миллионов водных объектов. Согласно новому Водному кодексу, который вступает в силу с 1 января 2007 года, они могут иметь разную форму собственности: федеральную, собственность субъекта РФ, муниципальную, частную. Часть своих полномочий в управлении, использовании, охране водных объектов федеральный центр передает регионам.
Однако перечисленные в Распоряжении Правительства РФ водохранилища не могут быть приватизированы. Субъект, на территории которого такое водохранилище находится, не имеет права отдать его кому-то в пользование по договору. Управление таким водохранилищем, а также его охрана, обеспечение экологической безопасности будет находиться в ведении только федеральных органов власти. В настоящее время эксплуатацию водохранилища осуществляет Федеральное государственное учреждение "Нижне-Волжское бассейновое Управление" (его подразделение в регионе - отдел водных ресурсов по Саратовской области).
Саратовское водохранилище было заполнено в 1967 году, в ходе строительства Саратовской ГЭС. Оно образовано плотиной Саратовского гидроузла на территории Саратовской, Самарской и Ульяновской областей. Его площадь - 1831 квадратных километров; объем 12,9 кубических километров, наибольшая ширина достигает 25 км, а средняя глубина - 7м. Поддерживая установленный Минприродой РФ уровень водохранилища (на верхнем бьефе - 28м по балтийской системе высот), ГЭС транзитом пропускает поступающую с Жигулевской ГЭС воду и осуществляет суточное и недельное регулирование стока Волги, улучшая работу энергосистемы в пиковые часы нагрузок.
С созданием каскада гидроузлов Волга и Кама превращены в непрерывную цепь водохранилищ, позволяющих перераспределить сток по временам года в соответствии с экономическими потребностями и создающих благоприятные условия для судоходства, коммунального хозяйства, орошения земель и энергетического использования стока.
При строительстве Саратовской ГЭС водохранилищем было затоплено около 118 тыс.га. Однако это компенсировалось широким развитием орошения в Заволжье: средний уровень воды повысился примерно на 8м, что позволило осуществить машинное орошение на площади около 350 тыс.га. В результате резко возросли урожайность и доходность сельского хозяйства. На мероприятия по восстановлению сельскохозяйственного производства, нарушенного водохранилищем Саратовской ГЭС, была истрачена сумма порядка 87 млн. рублей в ценах 1960г., согласно предписаниям Госстроя СССР и Госплана СССР.
Понижение урожаев, обусловленное недостатком осадков, происходило в Поволжье не менее 6 раз, а резкие недороды хлебов приблизительно 3 раза в десятилетие. Водохранилища позволили орошать в Поволжье и Прикаспийской низменности около 4 млн. га и обводнять 10 млн. га земель. В настоящее время площадь орошаемых земель в регионе составляет 2,1 млн. га (для сравнения: всего в России орошаемые земли занимают около 5,7 млн. га).
За счет спрямлений трассы судового хода на водохранилищах возросла ее ширина и сократилась длина. Гарантированная глубина, образовавшаяся в результате подпора и навигационных попусков, на протяжении Камы и Волги от Твери до впадения в Каспий приблизилась к 4м (до реконструкции в верховья Волги она составляла 0,4 - 0,5 м, в низовьях - до 2м). Это позволило эксплуатировать по Волге суда грузоподъемностью 2 - 5 тыс.т, значительно увеличить грузооборот и пассажирские перевозки.