Долина смерти на Камчатке

23 февраля 2018 года | Россия, Камчатский край

Рубрика: Земля и почва

Среди удивительных и редких ландшафтов Камчатки встречаются опасные территории. Одно из этих мест — Долина смерти в Кроноцком заповеднике, где за считанные минуты гибнет всё живое. Выживают, на удивление, лишь микроорганизмы. Учёные давно исследовали сей феномен, но объяснение ему нашли в 1980-х годах.

Долину открыли только в конце июля 1975 года, несмотря на то, что этот район был уже неплохо обследован геологами. С момента открытия в период с 1975 по 1983 годы сотрудники заповедника организовывали здесь регулярные наблюдения, а вулканологи проанализировали газовый состав мофет. Было собрано более 200 трупов зверей и птиц. Больше всего, попадая в смертоносный район, умирают грызуны и птицы, далее — медведи, лисицы, росомахи, рыси и так далее. Погибла и служебная собака.

Опасное место находится при основании вулкана, в верхней части реки Гейзерной. Оно имеет 2 км в длину и несколько сотен метров в ширину. Большинство животных погибает от удушья. Долина смерти расположена на пути подъёма с больших глубин газовых струй, основную часть которых составляет углекислый газ и сероводород. Не случайно на дне реки, на камнях, по берегам — всюду наблюдается налёт серы. Особенно много газа скапливается в пасмурную безветренную погоду в пониженных участках рельефа, в своеобразных снежных промоинах и нишах. На открытых продуваемых местах концентрация ядовитых газов неопасна.

Есть свидетельства о присутствии и более быстродействующих отравляющих газов —предположительно, синильной кислоты (цианистого водорода) и её производных, которые также могут убивать оказавшихся неподалёку птиц и млекопитающих, вызывая у них паралич дыхательного центра, сообщается на сайте Кроноцкого заповедника. Феноменально, что трупы животных сохраняются необычайно долго, не разлагаясь. Оказывается, в Долине смерти в условиях ядовитых скоплений подавлена окислительная деятельность бактерий. Учёные, проводившие здесь работы, ощущали головную боль, жар в затылочной части, головокружение, слабость. Но если вовремя покинуть опасное место и подняться на проветриваемую возвышенность, то самочувствие восстанавливается.

Природные явления, подобные камчатской Долине смерти, известны и в других районах планеты, отличающихся вулканической активностью. Однако, состав камчатского газового «коктейля» смерти значительно сложнее, а потому агрессивнее и опаснее. Он не имеет аналогов в мире. На территории Кроноцкого заповедника небезопасно находиться на некоторых участках у озера Фумарольного в кальдере вулкана Узон. Помимо сероводорода здесь наблюдаются мощные испарения ртути.

Земля и почва — последние новости