Земля меняет полюса

22 августа 2018 года | Международная

Рубрика: Земля и почва

Недавно в журнале PNAS была опубликована статья о том, что переворот магнитных полюсов Земли с одной стороны лишит человечество защиты от любых форм космической радиации, но с другой — ускорит эволюцию животных.

Выводы учёных основаны на анализе структур древних глин и вулканических пород, в которых были обнаружены следы того, что северный и южный полюса планеты периодически меняются местами.

Два года назад геологи из университета Рочестера (США) обнаружили необычную магнитную аномалию на территории ЮАР у берегов реки Лимпопо. Оказалось, что в 13-16 веках нашей эры сила магнитного поля резко падала несколько раз и снижалась до критически низких значений.

Это позволило сделать вывод о том, что перевороты полюсов Земли происходят не случайным образом, а в особых точках, где породы мантии близко подходят к поверхности, мешая нормальному круговороту вещества в ядре планеты.

Некоторые исследователи предполагают, что в последние три столетия этот процесс вновь активизировался.

Изучив структуру сталагмитов и сталактитов в китайской пещере Саньсин, они обнаружили, что примерно 98 тысяч лет магнитная ось планеты несколько раз резко меняла своё положение, и сила поля падала с 100% до 10%. То есть магнитный щит планеты временами почти полностью исчезал, и Солнце могло беспрепятственно бомбардировать Землю заряженными частицами.

Подобные катаклизмы, как предполагают учёные, ускоряли эволюцию животных и растений, мешали миграциям птиц и других перелётных животных, но сегодня они вызвали бы массовые проблемы с работой линий электропередач и уничтожили бы все спутники на орбите.

Учёные обращают внимание на то, что помимо проблем электроники возможная смена полюсов может ускорить эволюцию животных, но лишит человечество геомагнитного поля, которое почти 3,5 миллиарда лет защищает нас от солнечного излучения.

Земля и почва — последние новости