Вирусные микроорганизмы могут привести к образованию облаков

27 августа 2018 года | Международная

Рубрика: Климат и атмосфера

Процессы, происходящие в атмосфере над Мировым океаном, более сложны, чем считалось ранее, и могут быть обусловлены еще и биологическими причинами. Подтверждение тому — открытие израильских ученых института Вейцмана: не исключено, что зараженные микроорганизмы способны провоцировать появление облаков.

В океане обитает одноклеточная планктонная водоросль Emiliania huxleyi, которая покрывает тысячи квадратных километров водной поверхности. Клетка, наряду с другими фотосинтетическими микроорганизмами, занимает основу пищевой цепи в большинстве морей мира. Сверху каждой клетки находятся известковые диски или пластинки (кокколиты) размером 1–2 мкм. В процессе жизнедеятельности водоросль несколько раз сбрасывает кокколиты, что приводит к многократному возрастанию количества крупной минеральной взвеси в воде. Часть из нее опускается на дно океана, но часть кокколитов уносится в атмосферу вместе с морскими испарениями, где их и обнаружили в составе брызг израильские ученые, сообщает Science.

Эти частицы рассеивают свет, создавая дымку, но в то же время они могут стать «стартовой площадкой», на которой конденсируется водяной пар и, как следствие, появятся условия для формирования облачности. Роль, которую играют кокколиты и другие биологические частицы в климатообразующих процессах, в частности, в формировании облаков, в настоящее время неизвестна и не установлена. Тем более, рассматриваемое явление не так заметно, если Emiliania huxleyi отмирают естественным образом. Однако фитопланктон на большой территории, зараженный вирусом, может обусловить одновременную смерть клеток в колоссальном объёме, что уже подразумевает под собой другой атмосферный процесс.

С этой целью учёные провели эксперимент, заразив планктон специальным вирусом. Обнаружилось, что число кокколитов в морских брызгах постепенно возрастает. Таким образом, появился реальный шанс повлиять на образование облачности. По мнению исследователей, это открытие ещё раз указывает на всепроникающую взаимосвязь в природе, а в данном конкретном случае — влияние микроорганизмов на ключевые атмосферные процессы.

Их следующим шагом станет изучение одноклеточных водорослей в естественных условиях, к примеру, в водах Норвегии, где цветение Emiliania huxleyi является довольно распространённым явлением. Подробно с научной работой израильских ученых можно познакомиться на сайте iScience.

Климат и атмосфера — последние новости