
Отходы Крымского содового завода собираются сливать прямо в Черное море
20 августа 2007 года | Украина
Рубрика: За рубежом
Ничто не проходит бесследно?
Шум по поводу проекта Крымского содового сливать свои отходы в море поднялся большой. Главным образом потому, что как-то трудно представить в море одновременно и курортников, и отходы. Вряд ли туристов обрадует сама информация о том, что они купаются в «возвратных водах содового производства», и сомнительно, что они будут уточнять, в каком именно месте и на какой глубине все это сливается.
Радикальнее всего выступили против этого общественные экологические организации. Председатель Крымской региональной ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко считает, что Черное море уже сейчас не справляется со всем загрязнением, в котором повинны люди. «Сегодня в Черноморский бассейн поступает около 100 млн. кубометров сточных вод, десятки тысяч тонн нефтепродуктов и тяжелых металлов, а также смываемые реками с полей пестициды и гербициды, — говорит он. — Эта экосистема в буквальном смысле слова задавлена, продуктивность моря постоянно снижается. Еще немного — и оно станет не местом добычи морепродуктов и отдыха, а опасным местом, проживать на побережье будет невозможно. И как можно отнестись к идее сброса отходов прямо в море?»
Проект предусматривает, что вода, обогащенная химическими соединениями, будет сливаться в Каркинитский залив на большой глубине. Виктор Тарасенко уверен, что это не пройдет бесследно для природы. Во-первых, неподалеку знаменитый орнитологический заповедник «Лебяжьи острова», и на водоплавающих птиц обязательно подействуют огромные дозы отходов, которые появятся в заливе. Во-вторых, сюда же выходит одна из главных рекреационных зон Раздольненского района — Бакальская коса, где за лето успевают отдохнуть тысячи туристов. В-третьих, не так уж далеко от залива евпаторийское побережье — где гарантия, что знаменитому детскому курорту не повредит слив отходов?
В крымском правительстве, правда, не считают, что проект повлечет некие непоправимые последствия для экологии. Премьер-министр Виктор Плакида не так давно заявил, что проект был подготовлен давно и имеет положительное заключение экологической экспертизы. А чтобы окончательно убедиться, что заливу ничто не угрожает, проведут еще одну экспертизу.
Правда, постоянный представитель президента Украины в АРК Владимир Хоменко заявил, что сброс «химии» Крымского содового в Черное море может быть использован лишь как временная мера, чтобы предприятие могло работать стабильно до тех пор, пока не будет найден альтернативный вариант избавления от отходов. И разрешить реализацию проекта можно только после того, как дадут свое заключение все комитеты, занимающиеся охраной окружающей среды.
Капельница для залива
Люди, побывавшие в больнице, знают, что такое хлористый кальций — капельницы с этим препаратом ставят, чтобы снять спазмы сердечно-сосудистой системы, отеки, симптомы аллергии, улучшить свертываемость крови. Вот именно это вещество и является главным компонентом тех отходов, что получаются при производстве соды.
На тонну продукта образуется тонна хлористого кальция. В первом полугодии 2007 года Крымский содовый завод довел выпуск кальцинированной соды до 355 тыс. тонн — значит, образовалось такое же количество отходов. «Дело в том, что применение хлористого кальция ограничено, — пояснил технический директор Красноперекопского содового завода Сергей Зуев. — Его используют, например, для тампонирования скважин, в медицине, но требуется он в небольших количествах. Когда-то для слива отходов нам были отведены несколько озер: Керлеутское, Киятское, Красное. В использовании первых двух для хранения отходов заводу было отказано, а Красное уже просто не вмещает их».
По словам Сергея Зуева, сброс ненужного хлористого кальция в реки и моря — это обычная практика украинских содовых заводов. Так, например, поступает Лисичанский комбинат, имея при этом все необходимые разрешения. То же делают и иностранные предприятия: польские, румынские, болгарские, турецкие, немецкие. «В Германии даже не разбавляют эти отходы, в этой же речке живет форель и неплохо себя чувствует, я там был и видел это своими глазами, — добавляет технический директор. — У нас рядом Каркинитский залив, который в настоящее время сильно опреснен, — в него десятилетиями сливали воду с рисовых чеков. Дошло до того, что там поселились уже речные рыбы. Так что увеличение концентрации солей, напротив, поможет восстановлению природного равновесия. Проект предусматривает сброс отходов в количестве 1 млн. кубов в год, при этом разбавлять жидкость будут в три раза. Вода не будет отличаться по составу от морской».
Имеются варианты
Красноперекопский содовый завод, тратящий по 3 млн. грн. в год на природоохранные мероприятия, обещает вести строгий контроль за сбросом и его немедленное прекращение, если будет обнаружен какой-то ущерб для экологии. Общественные организации, выступающие против любого рода химических вливаний в экосистему Черного моря, считают, что нет ничего более постоянного, чем временные проекты, и рисуют устрашающие перспективы.
А протесты против реализации проекта на севере Крыма не раздаются: содовый завод — кормилец города, из его отчислений состоит 60% бюджета. 3,5 тыс. красноперекопцев работают на нем. А если добавить к ним членов семей, живущих на зарплату заводчан, то выйдет, что больше 40% жителей зависят от того, остановится содовый или нет.
Между тем реальная угроза этого есть: так и произойдет, если проект запретят. На заводе тоже говорят, что он временный, — альтернатива есть, даже несколько, но на их воплощение в жизнь нужны месяцы. Например, присмотрена территория, на которой можно было бы упаривать отходы, — тогда они будут занимать в три раза меньший объем.
Еще один вариант — использовать Сиваш: оттуда берут сырье для производства соды, если смешать его с отходами, то можно снова запустить в производство.
Рассматривается также возможность сотрудничества с другими гигантами большой химии и совместное использование водоемов-отстойников. А пока технологи с тревогой посматривают на свое бирюзовое хранилище и опасаются дождей и связанного с ними подъема воды.
А за дамбой, на другой стороне озера Красного, идет иная жизнь — курортная. Здесь оборудованы пляжи, на которых отдыхают красноперекопцы и их родственники, приехавшие в гости. И мажут больные места черным илом со дна водоема — он считается целебным.
Источник: 1k.com.ua
За рубежом — последние новости
1 ноября 2018 года | Китай
24 сентября 2018 года | Тунис
10 апреля 2018 года | Япония
16 марта 2018 года | Финляндия
1 марта 2018 года | Швейцария
Украина — последние эко-новости
22 ноября 2021 года | Украина
18 октября 2020 года | Украина
29 июня 2020 года | Украина
5 марта 2019 года | Украина
29 января 2019 года | Украина