Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Отходы Крымского содового завода собираются сливать прямо в Черное море

20 августа 2007 года | Украина

Рубрика: За рубежом

Часть озера Красного, отделенная дамбой, неестественно яркого бирюзового цвета, какой бывает разве что в детских мультфильмах. На поверхность водоема не садятся чайки, бекасы и утки — им нечего ловить: в этой воде нет ни рыбы, ни водорослей, ни рачков. Это отстойник, куда сбрасывает свои отходы Красноперекопский содовый завод. Волшебный цвет, говорят специалисты, от высокой концентрации солей. Около 35 лет отстойник емкостью в 100 млн. кубов верой и правдой служил предприятию, но и его вместимость оказалась небезграничной: вот-вот уровень воды подойдет к критической отметке. И тогда отходы начнут сливать в Черное море.

Ничто не проходит бесследно?

Шум по поводу проекта Крымского содового сливать свои отходы в море поднялся большой. Главным образом потому, что как-то трудно представить в море одновременно и курортников, и отходы. Вряд ли туристов обрадует сама информация о том, что они купаются в «возвратных водах содового производства», и сомнительно, что они будут уточнять, в каком именно месте и на какой глубине все это сливается.

Радикальнее всего выступили против этого общественные экологические организации. Председатель Крымской региональной ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко считает, что Черное море уже сейчас не справляется со всем загрязнением, в котором повинны люди. «Сегодня в Черноморский бассейн поступает около 100 млн. кубометров сточных вод, десятки тысяч тонн нефтепродуктов и тяжелых металлов, а также смываемые реками с полей пестициды и гербициды, — говорит он. — Эта экосистема в буквальном смысле слова задавлена, продуктивность моря постоянно снижается. Еще немного — и оно станет не местом добычи морепродуктов и отдыха, а опасным местом, проживать на побережье будет невозможно. И как можно отнестись к идее сброса отходов прямо в море?»

Проект предусматривает, что вода, обогащенная химическими соединениями, будет сливаться в Каркинитский залив на большой глубине. Виктор Тарасенко уверен, что это не пройдет бесследно для природы. Во-первых, неподалеку знаменитый орнитологический заповедник «Лебяжьи острова», и на водоплавающих птиц обязательно подействуют огромные дозы отходов, которые появятся в заливе. Во-вторых, сюда же выходит одна из главных рекреационных зон Раздольненского района — Бакальская коса, где за лето успевают отдохнуть тысячи туристов. В-третьих, не так уж далеко от залива евпаторийское побережье — где гарантия, что знаменитому детскому курорту не повредит слив отходов?

В крымском правительстве, правда, не считают, что проект повлечет некие непоправимые последствия для экологии. Премьер-министр Виктор Плакида не так давно заявил, что проект был подготовлен давно и имеет положительное заключение экологической экспертизы. А чтобы окончательно убедиться, что заливу ничто не угрожает, проведут еще одну экспертизу.

Правда, постоянный представитель президента Украины в АРК Владимир Хоменко заявил, что сброс «химии» Крымского содового в Черное море может быть использован лишь как временная мера, чтобы предприятие могло работать стабильно до тех пор, пока не будет найден альтернативный вариант избавления от отходов. И разрешить реализацию проекта можно только после того, как дадут свое заключение все комитеты, занимающиеся охраной окружающей среды.

Капельница для залива

Люди, побывавшие в больнице, знают, что такое хлористый кальций — капельницы с этим препаратом ставят, чтобы снять спазмы сердечно-сосудистой системы, отеки, симптомы аллергии, улучшить свертываемость крови. Вот именно это вещество и является главным компонентом тех отходов, что получаются при производстве соды.

На тонну продукта образуется тонна хлористого кальция. В первом полугодии 2007 года Крымский содовый завод довел выпуск кальцинированной соды до 355 тыс. тонн — значит, образовалось такое же количество отходов. «Дело в том, что применение хлористого кальция ограничено, — пояснил технический директор Красноперекопского содового завода Сергей Зуев. — Его используют, например, для тампонирования скважин, в медицине, но требуется он в небольших количествах. Когда-то для слива отходов нам были отведены несколько озер: Керлеутское, Киятское, Красное. В использовании первых двух для хранения отходов заводу было отказано, а Красное уже просто не вмещает их».

По словам Сергея Зуева, сброс ненужного хлористого кальция в реки и моря — это обычная практика украинских содовых заводов. Так, например, поступает Лисичанский комбинат, имея при этом все необходимые разрешения. То же делают и иностранные предприятия: польские, румынские, болгарские, турецкие, немецкие. «В Германии даже не разбавляют эти отходы, в этой же речке живет форель и неплохо себя чувствует, я там был и видел это своими глазами, — добавляет технический директор. — У нас рядом Каркинитский залив, который в настоящее время сильно опреснен, — в него десятилетиями сливали воду с рисовых чеков. Дошло до того, что там поселились уже речные рыбы. Так что увеличение концентрации солей, напротив, поможет восстановлению природного равновесия. Проект предусматривает сброс отходов в количестве 1 млн. кубов в год, при этом разбавлять жидкость будут в три раза. Вода не будет отличаться по составу от морской».

Имеются варианты

Красноперекопский содовый завод, тратящий по 3 млн. грн. в год на природоохранные мероприятия, обещает вести строгий контроль за сбросом и его немедленное прекращение, если будет обнаружен какой-то ущерб для экологии. Общественные организации, выступающие против любого рода химических вливаний в экосистему Черного моря, считают, что нет ничего более постоянного, чем временные проекты, и рисуют устрашающие перспективы.

А протесты против реализации проекта на севере Крыма не раздаются: содовый завод — кормилец города, из его отчислений состоит 60% бюджета. 3,5 тыс. красноперекопцев работают на нем. А если добавить к ним членов семей, живущих на зарплату заводчан, то выйдет, что больше 40% жителей зависят от того, остановится содовый или нет.

Между тем реальная угроза этого есть: так и произойдет, если проект запретят. На заводе тоже говорят, что он временный, — альтернатива есть, даже несколько, но на их воплощение в жизнь нужны месяцы. Например, присмотрена территория, на которой можно было бы упаривать отходы, — тогда они будут занимать в три раза меньший объем.

Еще один вариант — использовать Сиваш: оттуда берут сырье для производства соды, если смешать его с отходами, то можно снова запустить в производство.

Рассматривается также возможность сотрудничества с другими гигантами большой химии и совместное использование водоемов-отстойников. А пока технологи с тревогой посматривают на свое бирюзовое хранилище и опасаются дождей и связанного с ними подъема воды.

А за дамбой, на другой стороне озера Красного, идет иная жизнь — курортная. Здесь оборудованы пляжи, на которых отдыхают красноперекопцы и их родственники, приехавшие в гости. И мажут больные места черным илом со дна водоема — он считается целебным.

Источник: 1k.com.ua

За рубежом — последние новости

Небывалый ливень парализовал Тунис

24 сентября 2018 года | Тунис


Украина — последние эко-новости