Бактерии могут ускорить глобальное потепление

1 февраля 2021 года | Международная

Рубрика: Климат и атмосфера

Американские учёные выяснили, что бактерии вида Pseudomonas aeruginosa в ближайшие годы могут начать быстро разлагать почвенную органику. Углерод, который в результате попадёт в атмосферу, дополнительно ускорит глобальное потепление. О результатах исследования сообщает ТАСС со ссылкой на научный журнал Nature Communications.

Специалисты из Университета штата Миннесота установили, что некоторые ферменты микробов могут высвобождать органические соединения даже в глинистых почвах, хотя ранее считалось, что органика в глинах сохраняется на многие тысячи лет. Учёные считают, что в случае повышения температуры почвы из-за глобального потепления, может измениться функционирование экосистем, что затронет не только дикую природу, но и среду обитания человека. В частности, из-за повышения температур изменится жизненный цикл почвенной микрофлоры. Это может негативно повлиять на урожай продовольственных видов культур и ускорить разложение органики в верхних слоях грунта.

В ходе исследований микробиологи работали с бактериями вида Pseudomonas aeruginosa — одними из самых распространённых представителей почвенной микрофлоры. Первые опыты подтвердили результаты предыдущих исследований — бактерии не могли извлекать из глины питательные вещества.

Однако когда грунт был обработан раствором ферментов, которые выделяют другие почвенные микроорганизмы при повышении температуры окружающей среды, Pseudomonas aeruginosa стали размножаться гораздо быстрее. Это было связано с тем, что белки микробов проникли внутрь пор в частицах глины и начали разлагать длинные цепочки углеводородов, превращая их в одиночные молекулы сахаров.

Эти вещества, в свою очередь, могли легко покидать поры и попадать в почву. Таким образом они формировали комфортную для Pseudomonas aeruginosa среду обитания. Специалисты предполагают, что подобные процессы уже происходят в природе, так как почвоведы в последние годы часто находят следы «утечек» сахаров из глины в обычных частицах почвы.

Учёные предполагают, что в природных процессах могут участвовать и другие почвенные бактерии, которые могут вырабатывать подобные ферменты и питаться простыми сахарами.

Если это действительно так, глобальное потепление может дополнительно ускориться в ближайшие годы в результате прогрева почвы и всё более быстрого высвобождения органики из глины, подытожили исследователи.

Климат и атмосфера — последние новости