Антидепрессанты влияют на развитие у бактерий устойчивости к антибиотикам

27 января 2023 года | Международная

В присутствии антидепрессантов грамотрицательная бактерия E. coli может противостоять антибиотикам.

Появление болезнетворных бактерий, устойчивых к антибиотикам, часто связывают с чрезмерным использованием антибиотиков при лечении людей и домашнего скота. Но исследователи обнаружили ещё один потенциальный фактор резистентности: антидепрессанты. Изучая бактерии, выращенные в лаборатории, группа исследователей из Университета Квинсленда выяснила, как антидепрессанты могут вызывать резистентность микроорганизмов к лекарствам.

«Даже после нескольких дней воздействия бактерии развивают лекарственную устойчивость не только к одному, но и к нескольким антибиотикам», — сказал журналу Nature ведущий автор работы Цзяньхуа Гуо, работающий в Австралийском центре водных и экологических биотехнологий при Университете Квинсленда в Брисбене. — «Это и интересно, и страшно».

Устойчивость к антибиотикам представляет собой серьёзную угрозу для общественного здравоохранения. По оценкам, в 2019 году в результате устойчивости бактерий к антибиотикам погибло 1,2 миллиона человек, и, по прогнозам, это число будет расти.

Гуо заинтересовался возможным вкладом неантибиотических препаратов в устойчивость к антибиотикам в 2014 году, после того как работа его лаборатории обнаружила больше генов устойчивости к антибиотикам, циркулирующих в бытовых сточных вод, чем в образцах сточных вод из больниц, где использование антибиотиков выше.

Группа Гуо и другие команды также заметили, что антидепрессанты — одни из наиболее часто назначаемых лекарств в мире — уничтожают или останавливают рост определённых бактерий. Они вызывают «реакцию SOS», объясняет Гуо, запуская механизмы клеточной защиты, которые, в свою очередь, делают бактерии устойчивыми и к антибиотикам.

В статье 2018 года группа сообщила, что кишечная палочка стала устойчивой ко многим антибиотикам после воздействия флуоксетина (прозак). В новом исследовании учёные проанализировали, как 5 других антидепрессантов и 13 антибиотиков воздействуют на резистентность E. coli (кишечной палочки).

У бактерий, выращенных в обильно насыщенных кислородом лабораторных условиях, антидепрессанты заставляли клетки генерировать активные формы кислорода: токсичные молекулы, которые активировали защитные механизмы микробов. Прежде всего, активировались «насосные системы» бактерий, которые многие бактерии используют для устранения из клетки различных молекул, включая антибиотики. Это, вероятно, объясняет, как бактерии могут противостоять антибиотикам, даже не имея специфических генов устойчивости.

Но воздействие антидепрессантов на кишечную палочку привело и к увеличению скорости мутаций микроба и последующему отбору различных генов устойчивости. Более того, по крайней мере один антидепрессант — сертралин, способствовал переносу генов между бактериальными клетками, процессу, который может ускорить распространение резистентности в популяции. Такой перенос может происходить между разными типами бактерий, в том числе от безвредных бактерий к патогенам, обеспечивая устойчивость к антибиотикам.

При этом учёные обратили внимание, что в анаэробных условиях (без доступа кислорода) все эти процессы резко замедляются, а, например, в организме человека E. coli живёт в кишечнике, фактически в бескислородной среде.

Киран Патил, изучающая микробиомно-химические взаимодействия в Кембриджском университете, Великобритания, говорит, что за последние пять лет растёт понимание того, что многие лекарства, не содержащие антибиотиков, могут «непреднамеренно» воздействовать на бактерии и способствовать их устойчивости к антибиотикам.

Патил отмечает, что важно собрать доказательства, чтобы оценить реальное влияние антидепрессантов на резистентность, например, вызывают ли антидепрессанты накопление устойчивых к антибиотикам бактерий, особенно болезнетворных, у людей, животных или в окружающей среде. Она обращает внимание, что хотя значительное количество антидепрессантов было обнаружено в сточных водах, зарегистрированные уровни, как правило, ниже тех концентраций, при которых группа Гуо наблюдала воздействие на кишечную палочку. Возможно, концентрации некоторых антидепрессантов, которые рассматривались Гуо и коллегами будут достигнуты в толстом кишечнике людей, принимающих лекарства. Но там анаэробные условия.

Гуо и Майер предостерегают пациентов от прекращения приёма антидепрессантов на основании этого исследования. «Если у вас депрессия, её нужно лечить наилучшим образом. Бактерии — это уже во-вторых», — говорит Майер.

По словам Гуо, исследователям и фармацевтическим компаниям необходимо количественно оценить вклад неантибиотических фармацевтических препаратов в устойчивость к антибиотикам. «Фармацевтические препараты, не содержащие антибиотиков, вызывают серьёзную озабоченность, которую мы не должны упускать из виду», — говорит он.

В Сибири обнаружен новый уникальный вид сусликов