Открыта новая форма аморфного льда

6 февраля 2023 года | Великобритания (Соединенное Королевство)

Рубрика: Компании, производства

Исследователи в Британии случайно открыли ранее неизвестную форму льда, получившую название MDA. Она больше похожа по химическим и физическим свойствам на аморфную жидкую воду, чем на упорядоченные кристаллы других вариаций льда.

Вода представляет собой субстанцию, которая обладает большим числом твёрдых форм. До настоящего времени физикам было известно около двух десятков различных вариаций льда, отличающихся структурой, плотностью, температурой плавления и многими другими свойствами. Некоторые из этих вариаций льда не имеют чёткой кристаллической структуры, а другие при этом оказались плотнее воды, благодаря чему они тонут в её толще. Однако, до настоящего момента было известно только о двух вариациях аморфного льда, обладающих низкой и высокой плотностью. Исследователи открыли третью форму аморфного льда со средней плотностью, более похожего по свойствам на жидкую воду, чем на другие формы замороженной воды.

Большинство из этих альтернативных форм льда не встречается на Земле, однако они широко распространены в космосе и на других планетах. Это делает их изучение, а также поиски других агрегатных состояний замороженной воды, одной из самых интересных задач для физиков, химиков и планетологов. Особенный интерес у учёных вызывают аморфные формы льда, которые, предположительно, являются самым распространённым агрегатным состоянием воды во Вселенной.

Открытие сделали в ходе опытов с обычной формой льда, с шестиугольной кристаллической решёткой — практически весь лёд на Земле состоит из подобных кристаллов, сохраняющих стабильность при очень широком перечне температур и давлений. Кристаллы льда охладили до температуры — 200°С и перемололи их в шаровой мельнице. Получившийся в результате белый порошок отличался необычными свойствами. В частности, он обладал средней плотностью по сравнению с двумя другими формами аморфного льда, и при этом он очень похож по своим физическим и химическим свойствам на жидкую воду, если бы её молекулы внезапно остановились или резко замедлились. В этом отношении новая форма льда больше похожа на стекло, чем на кристаллический лёд.

По мнению специалистов, открытие ставит под сомнение популярную теорию о том, что жидкая вода состоит из двух несмешивающихся жидкостей, обладающих разными физическими свойствами и образующих при заморозке аморфный лёд низкой и высокой плотности. Последующее изучение новой формы льда, как надеются физики, поможет им раскрыть истинное устройство жидкой воды и найти новое объяснение для её уникальных свойств.

Компании, производства — последние новости