Упадок Хеттской империи связан с серией засух

11 февраля 2023 года | Международная

Рубрика: Климат и атмосфера

Новое исследование, проведённое междисциплинарной командой учёных, позволило установить предполагаемую причину краха таинственной Хеттской империи, которая была одним из самых могущественных государств своего времени. Исследователи представили доказательства того, что причиной гибели этой цивилизации могла стать засуха.

Статья с говорящим названием «Сильная многолетняя засуха, совпавшая с крахом хеттов 1198–1196 гг. до н.э.» опубликована в журнале Nature. Считается, что Хеттская империя возникла около 1650 года до нашей эры на территории современной Турции, в центральной Анатолии. В течение пяти столетий хетты были одной из главных держав древнего мира.

Однако около 1200 года до нашей эры столица Хаттуса была внезапно заброшена, а сама империя прекратила своё существование. После себя хетты оставили крайне мало письменных документов, а документы других государств того времени не описывают причин краха. Поэтому учёные неоднократно выдвигали различные версии. В крахе Хеттской империи обвиняли и войны с другими царствами, и внутреннюю междоусобицу.

В новом исследовании учёные пошли другим путём. Они изучили годичные кольца древних деревьев и сохранившиеся в стволах «записи изотопов». Это позволило точно определить, что на территории Хеттской империи три года подряд стояла сильная засуха. Выяснила это междисциплинарная команда, которую возглавляли профессор археологии Стерт Мэннинг и профессор экологии и эволюционной биологии Джед Спаркс.

Учёные объединили свои лаборатории для тщательного изучения образцов, которые были ранее извлечены из кургана Мидаса в Гордионе, Турция. Это искусственное сооружение высотой 53 метра расположено к западу от Анкары. Курган содержит деревянную конструкцию, которая, вероятно, была погребальной камерой родственника легендарного царя Мидаса. Есть предположение, что там был похоронен его отец. Кроме того, учёные исследовали деревья можжевельника, которые растут очень медленно и живут не только века, но и тысячелетия. Эти деревья использовались для строительства погребального сооружения. Их анализ помог создать палеоклиматическую летопись региона.

Изучая закономерности роста годичных колец, учёные обратили внимание на необычно узкие кольца — один из важных признаков засухи. Кроме того, были выявлены изменения в соотношении изотопов углерода−12 и углерода−13, зафиксированных в кольцах. Это указывает на реакцию каждого конкретного дерева на доступность влаги. Общий анализ показал, что Хеттскую империю поразил непрерывный период сильной засухи, длившийся примерно с 1198 по 1196 год до нашей эры, плюс-минус 3 года, что соответствует периоду внезапного исчезновения хеттов. Исследователи сделали вывод, что если не основной, то очень важной причиной краха империи стала именно засуха.

Климат и атмосфера — последние новости