Индустрия музыки наносит колоссальный вред планете
23 апреля 2023 года | Международная
Рубрика: Отходы, мусор, свалки
Западные специалисты в числе одних из самых «грязных» носителей назвали виниловые пластинки, продажи которых в последнее время подскочили до рекорда 1990-х годов. Современные пластинки содержат в среднем 135 г ПВХ с углеродным следом 0,5 кг CO2. При продаже 4,1 млн записей будет произведено 1900 т углекислого газа (без учёта транспортировки и упаковки). Это почти столько же, сколько за год в процессе жизнедеятельности производят 400 человек. Другие «грязные» носители — компакт-диски — оказывают меньшее воздействие на окружающую среду, чем пластинки. Однако их нельзя перерабатывать, потому что они сделаны из смешанных материалов, которые сложно и неэкономично разделять на составные части. Кроме того, от влаги и царапин диски быстро приходят в негодность и попросту отправляются на свалку.
С приходом новых технологий диски ушли в прошлое, а винил стал уделом коллекционеров. Сегодня большинство любителей музыки предпочитают слушать её через стриминговые сервисы. Но негативное влияние на окружающую среду всё равно сохранилось. Европейские эксперты установили, что переход музыки в онлайн помог сократить количество используемого пластика, но от индустрии вырос углеродный след.
Дело в том, что для работы стриминговых платформ требуются мощные серверы, при этом 60–70% электроэнергии для их работы производится на тепловых электростанциях, выделяющих огромное количество углекислого газа. Углеродный след за час потоковой передачи мультимедиа составляет около 55 г эквивалента CO2. Энергия расходуется каждый раз при прослушивании трека. Например, работа Spotify в 2019 году привела к выбросам 229 000 тонн углекислого газа. Или ещё такой пример. По подсчётам компании Uswitch, песней с одним из самых больших углеродных следов в 2021 году оказалась композиция «Heat Waves», которую прослушали 842 млн раз. Это равносильно выбросам 3072 тонн углерода в год, а чтобы компенсировать такой ущерб, необходимо высадить почти 120 000 деревьев.
Отрицательно на экологии сказывается и «живой» концерт, поскольку его организация — сложный и многоуровневый процесс, в реализации которого задействуется множество ресурсов, вредящих атмосфере. Часто для создания спецэффектов применяют аэрозольные баллончики со смесью пропана, бутана и бензина, которые, испаряясь и проникая в воздушное пространство, способствуют нарушению естественного баланса углеродного цикла внутри атмосферы. И это не говоря уже о перелётах как самих музыкантов, так и их многочисленных поклонников к месту проведения концертов. Показательный пример — мировое турне U2 2009 года. Углеродный след от 44 выступлений сопоставили с полётом на Марс и обратно. Сколько вреда причиняет живая музыка в глобальном масштабе, учёные пока не определили.
В музыкальной индустрии признают существование проблемы. Крупнейшие лейблы Запада в 2021 году подписали соглашение Music Climate Pac — это обязательство по декарбонизации. Гиганты договорились о поэтапном снижении углеродного следа индустрии до нуля к 2050 году. Что касается стриминговых сервисов, то они, по мнению экспертов, могли бы стать экологичнее за счёт использования возобновляемых источников энергии.
Отходы, мусор, свалки — последние новости
6 марта | Россия, Санкт-Петербург
28 февраля | Россия
7 февраля | Россия, Московская область
15 января | Норвегия
15 января | Россия
Последние международные эко-новости
26 марта | Международная
24 марта | Международная
23 марта | Международная
22 марта | Международная
22 марта | Международная