Прогнозы магнитных бурь станут ещё точнее

6 февраля | Россия, Москва

Рубрика: Компании, производства

Российские и зарубежные астрофизики разработали методику, которая позволяет использовать двухмерные снимки для быстрого определения трёхмерной траектории движения выбросов солнечной плазмы. Этот подход позволит более точно оценивать опасность проявлений солнечной активности, сообщает пресс-служба «Сколтеха». Этот метод позволяет уже на ранней стадии развития коронального выброса массы оценить направление его распространения, причём ещё до того, как он будет обнаружен спутниковыми бортовыми коронографами. Особенно важен тот факт, что, имея лишь двухмерные данные, можно точно оценить трёхмерные параметры, в частности, направление движения выброса в трёхмерном пространстве.

Учёные выяснили, что направление выброса корональной плазмы Солнца можно достаточно точно оценить благодаря тому, что на поверхности короны светила рядом с той точкой, где возник выброс, возникает своеобразная затенённая зона, которую можно увидеть в экстремальной части ультрафиолетового спектра. Недавно российские и зарубежные учёные обнаружили, что характер этого затенения связан с трёхмерной формой выброса.

Это наблюдение натолкнуло учёных на мысль, что свойства этой структуры можно также использовать и для определения того, в какую сторону был изначально направлен выброс. Руководствуясь этой идеей, учёные воспроизвели формирование затенённой зоны при помощи компьютерной модели Солнца и использовали её для создания алгоритма, позволяющего предугадывать траекторию движения выброса по тому, как меняется форма затенённой области с течением времени.

Работу этого подхода учёные проверили на данных, которые были получены при помощи орбитальных зондов и наземных телескопов при наблюдениях за двумя вспышками на поверхности Солнца, которые произошли в сентябре и октябре 2011 года. Направление и характер движения этих выбросов плазмы были хорошо изучены с разных точек наблюдения, что позволило учёным максимально строго проверить точность созданного ими алгоритма.

Проведённые расчёты показали, что новый алгоритм корректно определял направление выброса даже в тех случаях, когда при проведении расчётов использовались лишь «двухмерные» данные с одной точки наблюдения. Это позволяет использовать новый подход для оперативного прогнозирования того, насколько опасным будет тот или иной выброс солнечной плазмы, подытожили учёные.

Солнце и другие звезды периодически порождают выбросы корональной материи, которые представляют собой сгустки звёздной плазмы, выброшенные за пределы светил в результате разрыва линий их магнитных полей. Эти выбросы сопровождаются мощными вспышками рентгена и других электромагнитных волн, которые вызывают возмущения в магнитной оболочке Земли, нарушают работу спутников на орбите и несут угрозу для космонавтов.

Кроме того, большую опасность для Земли несут и сами выбросы плазмы, если они направлены в сторону нашей планеты. До настоящего времени у учёных не было точных инструментов, которые позволяли бы предсказывать направление выбросов на первых этапах их формирования, что оставляло мало времени на подготовку к возможным последствиям этих катаклизмов.

Источник: ТАСС