Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Варианты для бассейна Арала

26 ноября 2007 года | Узбекистан

Рубрика: За рубежом

Узбекистан присоединился к двум международным водным конвенциям о международных водотоках. В чем важность этого события? Наш собеседник – директор Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК) стран Центральной Азии В. Духовный, сообщает независимая газета Узбекистана Zerkalo XXI.

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер принята странами Европейского союза в Хельсинки в 1992 году. Приоритетны экологические аспекты – соблюдение обязательств по предотвращению, сокращению любого трансграничного воздействия, совместный мониторинг и оценка трансграничных вод.

Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков принята ООН в 1997 году и посвящена обоснованному и рациональному управлению водными ресурсами. Подписавшие ее страны обязуются использовать ресурсы в пределах своих территорий справедливым и разумным способом.

- Узбекистан - первая страна в регионе, которая присоединилась к обеим конвенциям. Сделано это по личной инициативе Президента Узбекистана Ислама Каримова. В мире такой шаг Узбекистана оценивается очень высоко - как высшее проявление политической воли к соблюдению международного водного права и стремление к укреплению сотрудничества между соседними странами на совместно используемых водах. Членство по одной из конвенций наступило в сентябре, по другой, как объявил депозитарий ООН в Нью-Йорке, наступит 3 декабря.

- Присоединившись к конвенциям, Узбекистан берет на себя ряд дополнительных обязательств?

- В этом - доказательство лидирующего положения Узбекистана в совершенствовании водной политики и управлении водой в Центральной Азии. Он неоднократно подчеркивал свою приверженность международному водному праву и в этом ключе действовал.

В интересах сотрудничества с соседями - Туркменистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном - наше государство взяло на себя затраты по управлению Тюямуюнским гидроузлом, рядом межгосударственных сооружений на узбекской территории, включая Учкурганский гидроузел и систему ферганских магистральных каналов. Оно вносит свой вклад в работу Кайраккумского водохранилища. Чтобы выдерживался его режим, Узбекистан поддерживает Махрамскую насосную станцию в зоне водохранилища. Узбекские механизмы заняты на очистке подводящих каналов к гидросооружениям. Республика верна своим обязательствам и по подпитке Сырдарьи из Чарвакского водохранилища, ни разу их не нарушив.

Узбекистан ежегодно выделяет свыше 22 миллионов долларов на совместное управление Амударьей и Сырдарьей, включая русловые, противопаводковые, ремонтно-восстановительные работы на межгосударственных объектах, содержание межгосударственных органов. Около двух миллионов ежегодно страна тратит на облесение осушенного дна Арала, создание локальных водоемов в дельте Амударьи.

Безусловно, присоединение к конвенциям ведет к принятию дополнительных обязательств, например, по обеспечению качества трансграничных вод. Хотя Узбекистан не превышает предельно допустимых концентраций, но объем его коллекторно-дренажных вод в реки очень велик. Для их отвода в низовьях Амударьи строится правобережный коллектор на кредит, предоставленный государству Всемирным банком. Такая же работа нужна по Сырдарье и по верхнему течению Амударьи, ведь здесь сброс производится только в русло.

- Виктор Абрамович, насколько реально ограничить загрязненный сток в реки Центральной Азии?

- В мире широко известен опыт выполнения Рейнской конвенции, вернувшей чистоту трансграничной реке. Рейн к восьмидесятым годам прошлого века стал настоящей клоакой. Европейские страны, по которым он протекает, взяли на себя обязательства, в том числе - следовать принципам «принятие мер предосторожности» и «загрязнитель платит».

В Центральной Азии можно для начала установить лимиты для ирригационных систем и областей на сброс солей. Вопрос о качестве международных подземных вод в Аральском бассейне не менее актуален. Подпитка горизонта и загрязнение идет от вышерасположенных стран. Возьмем, к примеру, Сохское месторождение пресных подземных вод, расположенное в Ферганской долине и являющееся уникальным по своим запасам. Его вододеление не регулируется и не контролируется. А нужен мониторинг использования и загрязнения, обмен информацией.

С этим есть прогресс на поверхностных водотоках. БВО «Сырдарья», внедряя электронную систему сбора информации и управления СКАДА, одновременно устанавливает на всех постах датчики минерализации. Такими системами уже оборудованы гидроузлы в трех странах Ферганской долины, канал Дустик, Верхнечирчикский гидроузел. Всего по Узбекистану их больше десяти.

Надо, чтобы они были по всей Сырдарье и Амударье, что позволит бассейновым водохозяйственным объединениям «Сырдарья» и «Амударья» оперативно управлять подачей воды из межгосударственных источников национальным ведомствам, контролировать расход и качество воды по трансграничным рекам. Мы представили проект в МКВК. Все согласны. Но всем странам придется брать дополнительные обязательства по выполнению совместных региональных проектов. И сделать более открытой информацию.

- Не станет ли информационной обмен «ахиллесовой пятой» сотрудничества?

- На начальном этапе так и было. Но никуда не деться от интеграции всех видов вод, интеграции водопользователей между собой и водохозяйственными организациями. Происходит также интеграция интересов всех отраслей и природного комплекса. Это – мировой процесс. Интеграция, а без информации она невозможна, позволяет повысить продуктивность воды, минимизировать непродуктивные потери, обеспечивает устойчивость, равномерное распределение воды. Интегрированное управление водными ресурсами внедряется и в Узбекистане, и в странах региона - Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане.

Здесь пришли к пониманию, что устойчивое и безопасное водообеспечение отраслей экономики возможно лишь при стабильном и надежном трансграничном управлении водными ресурсами, включая поверхностный сток, подземные и возвратные воды. Об этом заявлено в Центральноазиатской инициативе министров окружающей среды, поддержанной общественностью, ряде других совместных заявлений высоких должностных лиц.

В 2006 году МКВК одобрила текст Соглашения об информационном обмене. Предстоит его одобрение правительствами всех стран.

Да, проблемы есть, особенно с получением гидрометеорологической информации. Но они решаются. Любой читатель газеты может зайти на информационный портал carewib и убедиться: на его пятнадцати сайтах собрано огромное количество информации о водно-экологической обстановке в бассейне Арала, тринадцать тысяч страниц текста, включая электронную библиотеку и описание проектов.

Этот проект НИЦ МКВК реализует при поддержке Швейцарского агентства по бассейну Аральского моря с 2003 года. Мы можем констатировать, что региональная информационная база cтран бассейна Аральского моря создана. В день портал посещают более восьмисот человек. В системе – полтораста параметров. Есть метеоданные, данные по водным ресурсам - оперативные и с начала мониторинга. По водохозяйственной деятельности имеются данные с 1911 года! С октября ежедекадно размещаем информацию по водохранилищам, ежесуточно поступают в портал сведения по гидропостам, по водозаборам, информация БВО.

- Информационный обмен предусматривают и водные конвенции?

- Обмен информацией предусмотрен в обеих. Так, Конвенция ООН 1997 года предусматривает регулярный обмен данными и информацией гидрологического, метеорологического и экологического характера, данными и информацией, касающейся качества воды, а также соответствующими прогнозами.
Узбекистан в регионе пока единственная Сторона этой конвенции. Может быть, потому, что наиболее продвинут в этом направлении. Впереди – совместная работа с коллегами-водниками из стран региона, выработка регламента, согласование перечня определяемых загрязнителей, системы измерений.

- НИЦ МКВК был инициатором математического моделирования будущего Аральского моря. Какие у него перспективы?

- Совместно с учеными Узбекистана, Австрии и России мы просчитали восемнадцать сценариев. Если амударьинская вода в Восточный и Западный Арал поступать будет, как сейчас, то водная поверхность сократится еще на миллион гектаров. Этот вариант – не самый худший, так как вода доходит до моря в годы многоводные и средней водности. В 2003-2005 годы его уровень стабилизировался. Но в маловодье Амударья полностью разбирается на орошение и иные хозяйственные нужды.

Модель оптимистична при стабильной подаче воды в море. По Сырдарье этого удалось достичь. Малый Арал опресняется и возрождается благодаря программе, утвержденной главами государств Центральной Азии еще в 1994 году и ныне реализуемой при поддержке Всемирного банка. И у глубоководного Западного Арала есть шансы. Математически смоделированный оптимистичный вариант предполагает поступление в Западное море воды из проточных озер дельты, по Амударье, а также дренажных стоков Озерного коллектора, ныне сбрасываемых в Сарыкамышскую впадину. Расчеты показывают, что пресная вода вытеснит соленую из Западного через протоку в мелкое Восточное. К 2025 году минерализацию в южной части Западного моря можно снизить с более чем ста до 15 граммов на литр.

- Тогда оживут флора и фауна, вернется биоразнообразие. Очевидно, что этот прогноз зависит не только от финансов, но и от межгосударственных решений?

- Национальные и региональные группы завершают подготовку новых межправительственных соглашений по управлению Сырдарьей и Амударьей. В частности, проект соглашения по Сырдарье в основном одобрен членами МКВК. Лимиты для стран остаются те же, что и в действующих соглашениях девяностых годов. Но учитываются требования природного комплекса. Вода станет делиться пропорционально ресурсам, - сказано в проектах соглашений. В средний по водности год намечено выделять по Амударье для дельты и биоразнообразия восемь кубокилометров, и 3,2 кубокилометра на те же цели - по Сырдарье.

- Природный комплекс воду получит, а поля в маловодье?

- Опыт показывает, что высокие урожаи достигаются при ресурсах значительно ниже среднемноголетних. К примеру, водопотребление в вегетацию 2005 года в бассейне Амударьи составляло 37,7 кубокилометра и 33,1 – в 2007-м. Водопотребление в бассейне Сырдарьи в 2005 году составляло 12,4 кубокилометра, а в этом - на полтора кубокилометра меньше.

Вопрос в том, как управлять водой и как ее использовать. Трансграничными реками в бассейне Арала управляет с 1992 года Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия. Бесконфликтно, несмотря на чередования засух и многоводных лет. Сокращение ресурсов происходит в разных регионах планеты. И нам придется приспосабливаться. По прогнозам, в Центральной Азии обеспечение водой сократится в 2030 году с 2460 кубометров на человека до 1870 при оптимистичном развитии событий, а при пессимистичном - до 1430.

На непродуктивные потери и управляемость влияют в странах разные приоритеты в использовании воды: стареющая водная инфраструктура, рост числа водопользователей, недостаточные финансовые вложения в реконструкцию и модернизацию. С этими и другими проблемами постоянно сталкиваются исполнительные органы МКВК - БВО «Амударья» и «Сырдарья», НИЦ МКВК, Координационно-метеорологический центр, секретариат.

Нужна региональная водная стратегия, и сейчас для ее разработки и принятия имеются все предпосылки. Безусловно, сыграют свою позитивную роль в бассейне Арала и меры, предусмотренные Указом Президента Узбекистана по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель.

Источник: www.press-uz.info

За рубежом — последние новости

Небывалый ливень парализовал Тунис

24 сентября 2018 года | Тунис


Узбекистан — последние эко-новости

Узбекистан получит 50 метеостанций

10 сентября 2019 года | Узбекистан