Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Проблемы формирования экономического механизма предпринимательства на рынке природоохранных работ и услуг

Автор: Э Р. Черняховский

Статья затрагивает ряд основных проблем формирования и развития в нашей стране рынка работ и услуг природоохранного назначения, в частности, формирования экономического механизма предпринимательства, осуществляющего свою деятельность в целях охраны окружающей среды.

К началу преобразований в стране российская экономика оказалась структурно деформированной и с природоохранной точки зрения не эффективной. Масштаб ее негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу производимой продукции значительно превышал этот показатель для передовых стран мира. Значительная часть основных производственных фондов России изношена, инвестиции в их обновление явно недостаточны, темпы внедрения энергосберегающих и малоотходных технологий слишком низки, отсутствуют необходимые средства на затраты по эксплуатации и ремонту очистных сооружений и специализированного оборудования, состояние которых является одной из главных причин чрезвычайных ситуаций. Если своевременно не принять меры, то Россию буквально захлестнет валом техногенных аварий.
Загрязнение окружающей среды угрожает экономическому благосостоянию страны и здоровью населения. Ситуация усугубляется тем, что непрекращающееся в течение ряда лет реформирование природоохранных органов привело к снижению уровня эффективности как их деятельности, так и предусмотренного Российским законодательством государственного контроля в целом.
В процессе перехода страны к устойчивому развитию предполагается последовательное решение ряда принципиальных задач управления, таких, как стабилизация экономической ситуации, формирование новой модели хозяйствования, широкое распространение экологически ориентированных методов управления предприятиями, развитие экологического менеджмента, и как следствие, столь необходимое существенное улучшение состояния окружающей среды.
Федеральный Закон "Об охране окружающей среды" определил, как правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, так и основы регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Это означает, что, во-первых, в субъектах федерации могут вводиться собственные законы, более подробно регламентирующие правоотношения в этой сфере, во-вторых, что данный федеральный закон все же прямого действия.
Впервые в федеральное законодательство введена статья по природоохранному предпринимательству. Таким образом, экономическое регулирование в области охраны окружающей среды приобретает важнейшее значение в решении проблем устойчивого развития экономики.
Статья 17 Федерального Закона называет это направление природоохранной деятельности предпринимательством, осуществляемым в целях охраны окружающей среды, и указывает на обязательность его поддержки со стороны государства. Обозначен и механизм реализации этого требования — установление налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
Имеется в виду, что налоговые льготы должны быть прямо предусмотрены в федеральных или региональных законах отдельно по видам налогов. Должно иметь место льготное кредитование, выделение бюджетных средств, освобождение от таможенных сборов ввозимых в страну наукоемких, в частности, природоохранных технологий и специализированного оборудования, освобождение ряда работ от уплаты налога на добавленную стоимость и т.д. Следует всемерно поощрять и поддерживать предпринимателей, работающих на рынке природоохранных работ и услуг, в использовании современных технологий для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных техногенных и природных ситуаций.
Эти вопросы могут решаться на уровне регионов в соответствующих законах и подзаконных актах, решениях правительства. Совершенствование Налогового кодекса будет благоприятным для России, если будет создана система поощрения инвестиций, а не барьеров на их пути.
Кто же может быть субъектами этого вида предпринимательства?
В связи с отменой лицензирования всех видов природоохранной деятельности (за исключением работы с опасными отходами), рынок природоохранных работ и услуг стал нерегулируемым в отраслевом смысле. Предпринимательские структуры, ранее имевшие лицензии на право осуществления своей деятельности в целях охраны окружающей среды, в настоящее время приравнены по налоговому и гражданскому законодательству ко всем иным видам хозяйственной деятельности, предприятиям и организациям всех форм собственности.
Какой орган должен заниматься организацией и развитием этого направления? Ввиду того, что данная функция законом не отнесена к предмету совместного ведения федерального центра и субъектов федерации, регионы имеют право находить свои формы создания механизма правового регулирования и развития рынка работ и услуг природоохранного назначения. Тем более это существенно, при условии, что в экономике страны и ее регионов все же будет наблюдаться тенденция к столь долгожданному подъему, спрос на продукцию, работы и услуги природоохранного назначения будет при этом увеличиваться, что, соответственно, потребует правового регулирования этого процесса.
К ранее отмеченным причинам создавшегося положения в этой сфере предпринимательской деятельности следует также отнести незначительные санкции за несоблюдение требований природоохранного законодательства, противоречивость и аморфность действующего природоохранного законодательства. Законодательство наше давно уже откочевало из области запретительного принципа в область принципа согласовательного.
При рассмотрении вопроса о формировании экономического механизма предпринимательства на рынке природоохранных работ и услуг необходимо учитывать, что предпринимательство, осуществляющее свою деятельность в сфере охраны окружающей среды, является составной частью предпринимательства в целом. Следовательно, этот механизм должен отвечать в первую очередь общим принципам рыночной экономики, обеспечивать устойчивую прибыль, иметь насыщенный и стабильный рынок.
Известные на этом рынке предприятия, как правило, жестко ориентированы на обслуживание определенного заказчика или могут решать лишь отдельные профессиональные задачи. Некоторые из них известны на рынке больше намерениями, чем результатами своих работ. Зарубежные фирмы, предлагающие такого рода услуги, оценивают эти услуги значительно дороже и зачастую их технологические возможности не выдерживают критики со стороны российских государственных контролирующих организаций.
Указанный рынок по отношению к предлагаемым работам и услугам пока можно квалифицировать как формирующийся, поскольку степень их освоения в России носит случайный характер и ни одна из специализирующихся предпринимательских структур серьезно не владеет каким-либо из сегментов рынка.
Предпринимательство, осуществляющее свою деятельность в сфере охраны окружающей среды, играет главную роль при решении вопросов практической природоохранной деятельности, поскольку именно оно обеспечивает товарное наполнение рынка природоохранной продукции, работ и услуг.
Следует понимать, что развиваться подобное предпринимательство может лишь в той степени, в какой оно будет экономически эффективно, что, в свою очередь, зависит от правильного решения проблемы формирования стоимости работ.
Формирование стоимости любого товара, продукта, работ, услуг является ключевым системообразующим элементом любого экономического механизма, так как цены являются основным параметром любого рынка, а прибыль — результирующим показателем любой предпринимательской деятельности. Однако, представление о том, что цена — порождение складывающейся на рынке ситуации, справедливо частично, так как оно не отражает тех глубинных процессов, которые спрятаны от постороннего взгляда. Вынужденное установление цены на основе условий конкуренции или, что бывает чаще, в зависимости не от обоснованной стоимости продукции, а от готовности заказчика заплатить, невольно вызывает аналогию с "хвостом, виляющим собакой".
Конечно, такое положение, вопреки экономическим законам, может и дальше какое-то время продолжать дезориентировать рынки. Сложилась практика, при которой за ценами и расходами на рынке, большей частью, можно только вести наблюдение, но не рассчитывать их. Однако калькуляция стоимости на природоохранные работы и услуги требует научной оценки.
Стратегическое ценообразование заключается в координации взаимосвязанных маркетинговых, конкурентных и финансовых решений с целью назначения обеспечивающих прибыльность цен. Эти цены должны учитывать расходы не только на ведение бизнес-деятельности, но и представлять собой затраты на обеспечение пребывания в бизнесе, возможности предпринимательской деятельности как таковой
Рассматривая проблему формирования стоимости работ в предпринимательстве, осуществляющем свою деятельность в сфере охраны окружающей среды, необходимо, помимо общих закономерностей, учесть ценообразующие факторы, относящиеся к специфике самих работ, к конкретному рынку.
Ценообразование в мире стало рассматриваться как главный элемент маркетинговой стратегии в 1990-е годы. Если раньше смысл маркетинга состоял в продаже товаров, работ, услуг, которые хочет и может производить предприниматель, то сегодня — в производстве той продукции, выполнении работ и оказании услуг, которые необходимы заказчику, независимо от его статуса — будь-то органы исполнительной федеральной, региональной, муниципальной власти или отдельные предприятия и организации — природопользователи. Маркетинг превращается в метод, посредством которого предприниматель получает сведения о неудовлетворенных потребностях рынка и разрабатывает насыщающую рынок продукцию, работы и услуги, продвигает их и осуществляет последующую поддержку с той целью, чтобы быть уверенным в удовлетворенности заказчиков. Но, несмотря на кажущуюся самоотверженность, конечная цель маркетинга состоит отнюдь не в том, чтобы превратиться в благотворительную организацию, единственной целью которой является плодотворная природоохранная деятельность. Основная задача маркетинга в реальных условиях — это создание прибыли для своей предпринимательской деятельности, обеспечения занятости работников и организационного роста.
Для специалистов в области маркетинговой стратегии ценообразование – это момент истины, когда все маркетинговые усилия фокусируются на прибыли. Ценообразование в равной мере зависит как от верных решений, основанных на интегрироранной информации, так и от точности вычислений.
Нужно иметь определенное мужество, чтобы в условиях российского рынка объективно и грамотно определять и отстаивать цены и затраты на природоохранные работы и услуги, с обывательских позиций, якобы, не имеющие никакой стоимости.
Важной составляющей формирования цены на природоохранную продукцию должна быть экологическая компонента, предусматривающая снижение нежелательного техногенного или иного воздействия на окружающую среду, "вписывание" этой компоненты в природу, учет ее процессов и циклов. Основу ценообразования в этом случае, очевидно, должна составить определенная "квазирента", программируемая доля дохода, приносимая самим фактором специализированного производства, работ и услуг, предложение которых не эластично в долговременной перспективе и не имеет, с точки зрения экономики в целом, альтернативных издержек.
Ставка "квазиренты" должна быть высокой, соответственно особенностям спроса на природоохранную продукцию, производимую предпринимателями и определяться в зависимости от результата, в первую очередь, не увеличения эффекта, а сокращения экологического ущерба (предотвращенный ущерб). "Квазирента" должна учитывать основную специфику сути предпринимательства, осуществляющего деятельность в целях охраны окружающей среды, учитывающую использование наукоемких технологий, инновационных процессов, интеллектуальной собственности. Она должна учитывать специфику соответствующего хозяйственного регионального или муниципального механизма, регулирующего социально-экологическое развитие, в том числе, природопользование и техногенное воздействие на окружающую среду, выполнение природоохранных мероприятий, развитие социальной инфраструктуры и еще ряд соответствующих факторов.
Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме, а рассматриваемого предпринимательства в силу его специфики в первую очередь, включает в себя инновационный процесс.
Инновация (англ. Innovation от лат. innovatio) — обновление основного капитала (производственных фондов), вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений, техники и технологии, которые являются результатом достижений научно-технического прогресса. Это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. В целом инновационные процессы можно рассматривать как инструмент повышения эффективности экономической деятельности путем осуществления разного рода качественных изменений, приводящих к успеху на рынке.
Немногие понятия поддаются точному определению с таким трудом, как инновация. Инновация неоднозначна по смыслу, она может означать как процесс "творения", так и само "творение". Термин "инновация" может объяснять метод создания чего-то нового, иметь статус организационной функции или особой миссии. Это определение охватывает, в том числе и стратегию, и поэтому может стать неотличимо по значению от понятия "управление изменениями".
Инновация поставляет и применяет на практике различные идеи, которые на практике могут быть и товаром, и услугой. Инновация — это материально осязаемый или видимый результат творчества, организованный групповой процесс, приносящий экономическую или рыночную выгоду, и поэтому требующий соответствующего вознаграждения.
Инновация — это не управление изменениями, а целенаправленный поиск изменений, которые может использовать предпринимательство с целью управления этими изменениями как можно более эффективно. Это необходимость аккумулирования постепенно накапливающихся знаний, критический пересмотр содержимого этих знаний, улучшение решений, комбинирование части нашего мыслительного процесса, генерирование новых идей, обмен идеями и работа над проблемой в команде.
Инновация — особый инструмент, одно из основных условий существования предпринимательской организации, это часть стратегии, один из процессов, который можно организовать и которым можно управлять. Инновация — это способность обдумывать собственный способ думать.
Эффективность экономики определяется скоростью создания, распространения и использования инноваций, особенно при разработке качественно новой продукции, включающей высокие технологии и материалы. В условиях рынка экономическое благополучие предпринимателей определяется, прежде всего, их способностью внедрять инновации, совершенствоваться, эффективно используя новые знания.
Инновация — многомерна, это результат сочетания разных видов деятельности стратегического планирования, научных исследований, маркетинга, разумного использования информации, творческого мышления, климата или культуры тех организаций, где они возникают Инновации системны и цикличны, они не просто желательны, они жизненно необходимы.
Если считать, что одним из необходимых условий развития нашей страны является ее устойчивое экономическое развитие, то для России и ее регионов стратегическими нововведениями, наряду с собственно производственными, являются, прежде всего, инновации природоохранного характера.
Основная задача природоохранных инноваций — снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Такие инновации могут затрагивать как технологические процессы основного производства, так и технологии специальной природоохранной деятельности предприятий за пределами основного производства — технология "конца трубы". По своей сути, инновационный процесс всегда является процессом смены технологий, включающих широкую область целенаправленного применения разных областей знания со всей их материальной частью и теоретическими принципами.
Кроме активов и пассивов, фондов и имущества предпринимательская структура имеет также нематериальные активы — подобранный и обученный персонал, его квалификацию и знания, способность слаженной командной работы, владение наукоемкими технологиями, содержащими продукт интеллектуальной деятельности, патенты, лицензии, технические библиотеки, компьютерное обеспечение, "ноу-хау" и другие виды интеллектуальной собственности. Все это должно обеспечивать доходность активов выше среднерыночных показателей. В нашей стране не принято, в цене товара и, соответственно, в балансе учитывать, например, то, что структура фактически подтвердила на практике свои профессиональные знания и имеет хорошие перспективы роста в будущем, положительную репутацию у заказчиков.
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость запуска в экономический оборот указанных нематериальных активов. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности и имеют нематериальный характер. Возникла потребность торговать нематериальными результатами труда, суть которых заключается в интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность — это некая совокупность идей, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, представляющих общественную ценность, независимо от тех объектов, в которых они воплощены.
Однако, нематериальные активы до сих пор крайне настороженно воспринимаются отдельными бухгалтерами, так как учетные издержки, содержащиеся в отчете о результатах деятельности, в целом не учитывают важных элементов ее реальных экономических издержек, связанных с ведением бизнеса. Чисто бухгалтерский подход к учету нематериальных активов сводится к правильному (в меру понимания конкретного бухгалтера) отражению движения стоимостей, т.е. отражению свершившихся фактов, и не выдерживает критики с точки зрения стратегического планирования бизнеса.
Поскольку прибыль — это доход минус издержки, то учетная прибыль, как правило, — выше экономической прибыли. Коль скоро фирма стремится максимизировать экономическую прибыль, важно понять, как определяется специфика рассматриваемого товара — интеллектуальной собственности, по отношению к которому, к сожалению, нет общепринятой практики определения его материального содержания. Приходится определять стоимость интеллектуальной собственности без каких-либо разъяснений относительно того, как это делать правила и некоторые исходные данные, практически, до сих пор не определены.
Если посмотреть на вопрос об учете прав интеллектуальной собственности не с бухгалтерских позиций, а с позиции руководителя, принимающего решения, то не возникает вопрос "да" включать эти права в нематериальные активы или "нет", не включать Следует решать другие вопросы, в частности, какие права вообще можно включать, какие права можно включать как отдельные учетные единицы и ряд других. Учитывая, что в настоящее время эти и подобные им вопросы никак не прописаны или хотя бы обозначены в нормативных документах по бухгалтерскому учету, практики относительно свободны в своем выборе, правда, при этом лишены четких ориентиров.
Руководители и бухгалтеры согласны с тем, что издержки фирмы за любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства товаров и услуг в течение этого периода. Бухгалтеры сосредоточены на издержках, которые могут быть легко измеряемы (типа затрат на телефонные услуги, приобретение бумаги) или могут быть рассчитаны согласно простым правилам (типа начисления износа). Но предприниматели должны начинать с более широкого понятия — альтернативной стоимости ресурсов (альтернативных издержек). В любом деле альтернативная стоимость использования какого-либо ресурса, такого как труд или капитал, равна сумме, которая могла бы быть получена при наилучшем использовании данного ресурса.
В рассматриваемом виде предпринимательства при определении стоимости работ и услуг нельзя формально использовать так называемый "складочный" метод, который сводится к сложению нормативов всех затрат в связи с производством продукции. Сумма всех издержек еще не есть цена. Цена — это сумма всех издержек с учетом прибыли, которая есть допустимый, с точки зрения данного конкретного предпринима

Другие статьи, рефераты