Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

В России применили новые технологии для прогнозирования оползней

9 сентября 2019 года | Россия

Рубрика: Земля и почва

Новый метод прогнозирования оползней протестировали учёные Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, сообщает 9 сентября пресс-служба института.

Сотрудники ИНГГ СО РАН совместно со специалистами компании «Геоинжервис» использовали комплекс электротомографии и статического зондирования в Ядринском районе Чувашии. Специалисты работали на правом берегу реки Сура, где изучали склон, на котором развиваются оползни. Такие исследования особенно важны, поскольку вдоль этого участка проходит автодорога федерального значения М-7 «Волга» — она соединяет Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Уфу.

В результате ученые определили несколько важных характеристик грунта: лобовое сопротивление, локальное трение по муфте, поровое давление и удельную электропроводность. Эти характеристики дают возможность выявить поверхность скольжения оползня в отдельных точках на площади исследования, а метод электротомографии позволяет проследить слои слабых грунтов между точками статического зондирования.

«Как правило, оползень формируется по переувлажненным грунтам, имеющим низкие прочностные характеристики, — объяснил заведующий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Владимир Оленченко. — Исходя из этого, мы предположили, что аномалии низкого электрического сопротивления будут соответствовать участкам потенциального образования оползней».

Гипотеза ученых ИНГГ СО РАН подтвердилась: в ходе исследований они обнаружили в массиве пород пластичные грунты с низким удельным электрическим сопротивлением и слабой несущей способностью. С помощью методов электротомографии специалисты выделили границы скольжения оползней. Анализ геоэлектрических разрезов склона показал, что аномальные по электрическим параметрам грунты находятся на расстоянии до 40 метров от дороги. Как утверждает Владимир Оленченко, в основном оползневая поверхность находится в стабильном состоянии, а локальные потенциально опасные участки расположены на удалении от инженерных объектов.

В итоге ученые ИНГГ СО РАН установили на участке проектируемой подпорной стенки две границы возможного смещения пород. Первая «опасная зона» находится в пределах активного оползня на полотне автодороги на глубине 2,5–4 метров. Вторая граница проходит на глубине 5–7 метров. Владимир Оленченко предупреждает, что сейчас этот древний оползень стабилен, однако он может активизироваться при подрезке склона или увеличении нагрузки на грунты.

Земля и почва — последние новости

У берегов Камчатки произошло землетрясение

22 марта | Россия, Камчатский край


Россия — последние эко-новости