Изменение эшелона полётов снизит влияние на потепление
13 февраля 2020 года | Международная
Рубрика: Климат и атмосфера
Предлагаемые изменения затронут лишь небольшое число полётов, но при этом они резко сократят вклад авиации в рост температур на Земле ценой небольшого повышения выбросов СО2. Если все предложенные меры будут реализованы, то вклад инверсионных следов в глобальное потепление уменьшится на 91%, а всей авиации в целом — на 56%.
Авиационная индустрия сегодня считается одним из главных участников антропогенного глобального потепления. Самолёты не только выбрасывают большое количество парниковых газов, но и мешают излучению тепла с поверхности Земли в космос, вырабатывая так называемые инверсионные следы, плотные белые «ленты», состоящие из мелких кристалликов льда.
Эти рукотворные облака существуют в атмосфере на протяжении многих десятков часов, что делает их более опасными с точки зрения борьбы с глобальным потеплением, чем выбросы СО2 и прочих парниковых газов, которые вырабатывают самолёты. Особенно сильно это характерно для ночных полётов, когда инверсионные следы только возвращают тепло назад на Землю и не отражают солнечный свет.
Климатологи из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) и Института физики атмосферы в Оберпфаффенхофене (Германия) выяснили, что вклад этих выбросов в глобальное потепление можно резко уменьшить, несколько повысив или понизив высоту полётов отдельных авиарейсов, просчитав коллективную силу действия инверсионных следов, которые вырабатывают самолёты, пролетающие над территорией Японии.
Такой выбор связан с тем, что власти Японии на протяжении долгого времени, с 2002 по 2013 год, вели всесторонние наблюдения за авиационным трафиком над территорией этой страны. Они отслеживали не только направления и время полётов, но и трёхмерные траектории движения гражданских лайнеров.
Воспользовавшись этими данными, учёные просчитали то, как долго существовали инверсионные следы, вырабатываемые этими самолётами, а также оценили их вклад в глобальное потепление. Эти расчёты показали, что почти весь негативный эффект от появления инверсионных следов был связан с полётами крайне небольшого числа воздушных лайнеров.
В частности, в случае с Японией примерно 80% этих облаков порождало всего 2,2% рейсов, летавших во вторую половину дня на определённых высотах, где инверсионные следы существуют необычно долго и влияют на климат особенно сильно. Если перевести эти авиалайнеры на другие высоты, то сила действия инверсионных следов на климат снижалась почти в 10 раз.
Эти меры, как признают учёные, несколько повысят расход топлива и увеличат объём выбросов СО2 и прочих парниковых газов. При этом их совокупное действие на климат Земли будет в любом случае положительным, учитывая более масштабный вклад инверсионных следов в глобальное потепление.
Как показывают расчёты исследователей, подобные перестановки в характере движения рейсов вкупе с переходом на новые типы двигателей, имеющие сдвоенные камеры сгорания, снизят вклад авиации в глобальное потепление примерно в 2 раза — до отметки в 44% от текущего уровня. Это заметно упростит реализацию Парижских соглашений по климату и прочих мер, направленных на сдерживание глобального потепления.
Климат и атмосфера — последние новости
18 апреля | Международная
12 апреля | Ирландия
13 апреля | Россия
12 апреля | Россия
5 апреля | Россия
Последние международные эко-новости
18 апреля | Международная
15 апреля | Международная
12 апреля | Международная
10 апреля | Международная
9 апреля | Международная