Магнитные окаменелости связаны с глобальным потеплением

5 февраля 2021 года | Соединенные Штаты Америки (США)

Рубрика: Земля и почва

Метеорологи и климатологи из университета штата Юта (США) разработали уникальный прибор, с помощью которого можно обнаруживать в толще аномалии, обладающие ярко выраженными магнитными свойствами. Об итогах работы учёных, со ссылкой на научное издание Proceedings of the National Academy of Sciences.

С помощью этого прибора учёные впервые обнаружили в осадочных отложениях эоценового возраста относительно крупные скопления частиц магнитного железа, предположительно связанные с древними бактериями. Ранее удавалось найти только единичные магнитные наночастицы органического происхождения.

Известно, что некоторые бактерии создают в своём организме мельчайшие магнитные частицы, которые, собираясь в цепочку внутри клетки, действуют как внутренний наноразмерный компас. Такие магнито-тактические бактерии ориентируют себя вдоль силовых линий магнитного поля Земли, и это помогает им эффективно находить путь к областям с оптимальными уровнями питательных веществ и кислорода.

Магнитоокаменелости — это микроскопические скопления в осадочных породах таких наночастиц бактериального железа. Поскольку магнитотактические бактерии активно развиваются в периоды быстрого роста температур, магнитоокаменелости служат индикаторами глобального потепления климата Земли в прошлом.

В пользу этого предположения говорит и то, что форма магнитов — иглы или цилиндры, размеры которых примерно в 20 раз больше, чем размеры типичных магнитных ископаемых.

Найденные учёными ископаемые скопления магнитных микроорганизмов по времени относятся к палеоцен-эоценовому термическому максимуму — резкому потеплению, произошедшему примерно 55 миллионов лет назад. Это, одно из самых резких изменений климата в геологической истории, продолжалось всего несколько тысяч лет. Возможно, именно в этот период на Земле появились гигантские магнитные бактерии, предполагают исследователи.

Земля и почва — последние новости