Разработана эффективная защита судов от биообрастания

24 января 2022 года | Россия

Рубрика: Компании, производства

Для морских судов существенной проблемой считается биообрастание — процесс, в ходе которого на поверхности корпуса судна или иной конструкции, пребывающей в водной среде, начинают размножаться организмы. В случае с кораблями это чаще всего двустворчатые моллюски (мидии, корабельные черви и другие), усоногие раки, макрофиты. В результате снижается функциональные свойства металла, что может привести к его разрушению. На очистку мирового флота от наросших организмов ежегодно тратятся миллиарды долларов. Биообрастание снижает скорость судов за счёт снижения обтекаемости корпусов и увеличения их массы.

Чаще всего для защиты от покрытия корпусов и пребывающих в водной среде конструкций используются краски и лаки с токсичными соединениями из меди. Делается это затем, чтобы вещества убивали живые организмы, не позволяя им закрепиться на поверхности. Разумеется, всё это не проходит бесследно для морской экосистемы. Поэтому открытия учёных в этой области важны не только для кошелька судовладельцев, но и для сохранения здоровья обитателей морей.

Учёные из Томского политехнического университета (ТПУ) совместно со специалистами Харбинского технологического университета (Китай) разработали покрытие, которое в 100 раз снижает скорость «обрастания» металлов в воде и других биологических средах. Кроме того, его можно использовать в медицине, в частности оно позволит сделать медицинские имплантаты более долговечными и безопасными. Результаты исследования опубликованы в журнале Applied Surface Science, сообщается на сайте ТПУ.

Основным решением, по мнению учёных, является придание поверхности свойств, препятствующих оседанию микроорганизмов. Для этого они «сшили» мягкие объёмные альгинатные плёнки из бурых водорослей с добавлением кальция и меди. В ходе экспериментов были испробованы разные пропорции. Структура поверхности плёнок из альгината меди препятствует прикреплению бактерий, микроскопических водорослей и других организмов, для которых медь токсична. Варьируя объём этого металла в покрытии, можно подготовить конструкцию для работы в конкретной среде с учётом её биоактивности.

В перспективе такие плёнки можно использовать как в судостроении, так и, например, для адресной доставки медикаментов, «пришивая» к ней нужные лекарственные соединения перед имплантацией. Это позволит уменьшить лекарственную нагрузку на организм и затруднит распространение инфекции