Обнаружены бактерии, от которых произошли митохондрии современных клеток

11 августа 2023 года | Мексика

Группа исследователей из Центра генетики (Мексика) совместно с коллегами из Института биотехнологий (Мексика) обнаружила вид бактерий, который может быть ближайшим современным родственником предшественника митохондрий. Эти бактерии живут сегодня в горячих источниках.

Примерно 1 миллиард лет назад одна бактерия поселилась в другой и стала её органеллой — митохондрией, электростанцией живой клетки. Теперь генетики нашли близких родственников митохондрий. Группа исследователей из Центра генетики (Мексика) совместно с коллегами из Института биотехнологий (Мексика) обнаружила вид бактерий, который может быть ближайшим современным родственником предшественника митохондрий.

Генетики изучили тысячи бактериальных геномов в поисках того, который наиболее близко соответствует признакам предшественника митохондрии. Учёные считают, что жизнь впервые появилась на Земле примерно 3,7 млрд лет назад. Они также полагают, что эволюция одного из видов бактерий привела к появлению предшественника митохондрий примерно 1 млрд лет назад, что послужило толчком к развитию всех высших форм современной жизни. Однако, как отмечают учёные, поскольку бактерии не оставили после себя никаких свидетельств своего существования, учёным приходится использовать сложные инструменты, чтобы приблизительно восстановить геном тех ранних бактерий, которые поселились в клетках других морских микроорганизмов.

В новом исследовании учёные попытались выяснить, какие бактерии сегодня наиболее похожи на бактерии-предшественники митохондрий. Для этого они изучили геномы всех известных современных альфапротеобактерий в поисках вероятных признаков тех бактерий, которые в результате симбиоза стали митохондриями.

В своей работе исследователи отметили, что все митохондрии производят два характерных липида. Такие липиды, отмечают учёные, встречаются лишь у нескольких видов современных бактерий. Это помогло сузить круг поиска. В конце концов, группа остановилась на нескольких видах морских бактерий, которые часто встречаются в горячих источниках по всему миру.

По мнению исследователей, эти бактерии являются хорошими кандидатами на то, чтобы представлять собой современных родственников древних бактерий-предшественников митохондрий. Учёные отмечают, что одним из факторов, связывающих этих бактерий, является высокий градиент кислорода в местах обитания, который необходим бактериям для выживания.

Мексика — последние эко-новости