Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Новые Правила ухода за лесами сохраняют возможность разорительных рубок под видом ухода

10 сентября 2007 года | Россия

Рубрика: Лесные ресурсы

Новые Правила ухода за лесами, утвержденные приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. № 185 и зарегистрированные в Минюсте 29 августа, бережно сохраняют возможности заготовки лучшей товарной древесины под видом рубок ухода. В Правилах сохранены рубки обновления, переформирования и реконструкции, успевшие за 14 лет своего применения зарекомендовать себя в качестве главного источника неучтенной или неправильно учтенной древесины лучшего качества, заготовленной под видом ухода за лесом.

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь: Правила ухода за лесами.

В соответствии с пунктом 10 Правил, к числу рубок ухода относятся:

обновления, проводимые в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях для создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении;

переформирования, проводимые в сформировавшихся средневозрастных и старшего возраста насаждениях с целью коренного изменения их состава, структуры, строения путем регулирования и создания благоприятных условий роста деревьев целевых пород, поколений, ярусов.

По сути своей оба вида рубок представляют собой типичные рубки главного пользования - например, при правильно проводимых добровольно-выборочных или постепенных рубках создаются благоприятные условия как для роста молодых перспективных деревьев, так и для деревьев целевых пород, поколений, ярусов. Никаких положений, разъясняющих, в чем именно состоят отличия рубок обновления и переформирования от обычных рубок главного пользования (т.е. коммерческой заготовки древесины), Правила ухода за лесами не содержат.

В соответствии с пунктом 44 Правил, "реконструкция малоценных лесных насаждений представляет собой комплекс мероприятий (рубки реконструкции, создание лесных культур, другие мероприятия), направленных на коренное преобразование в течение одного класса возраста лесных насаждений путем полной или частичной замены" - т.е. фактически также представляет собой рубку главного пользования в насаждениях, которые в силу какой-либо причины объявляются "малоценными". Далее приводится столь расплывчатое и неконкретное определение "малоценности", что под него можно подвести почти любой участок леса. Фактически этот пункт легализует проведение сплошных рубок в любых лесах, в том числе в тех, где сплошные рубки запрещены Лесным кодексом (например, в защитных лесах). Для защитных лесов устанавливается лишь одно ограничение на рубки реконструкции - сплошные рубки реконструкции не должны превышать по площади 5 гектаров.

Следует отметить, что многими работниками российского лесного хозяйства, в том числе Федерального агентства лесного хозяйства, "малоценность" леса определяется лишь на основании ценности имеющейся в нем древесины. Поэтому многие защитные леса объявляются "малоценными" и требующими "реконструкции", "обновления" или "переформирования" лишь на том основании, что в них преобладают лиственные древесные породы или они пребывают в том возрасте, в котором прирост хозяйственно ценной древесины относительно невелик. В связи с этим сохранение в Правилах ухода за лесами рубок реконструкции, обновления и переформирования ставит под угрозу существования многие защитные леса, в том числе в зеленых зонах городов и других населенных пунктов. Эта угроза становится особенно сильной с учетом того, что хозяйствующим структурам, которые должны быть сформированы на базе нынешних лесхозов, приходится и еще долго будет приходиться обеспечивать возможность своего выживания именно за счет продажи древесины, заготовленной при таких рубках на льготных, по сравнению с прочими лесопользователями, условиях.

Наиболее вероятно, что рубки обновления, переформирования и реконструкции включены в систему рубок ухода с целью "обхождения" требования Лесного кодекса Российской Федерации о платности лесопользования (за счет "взаимозачетов" при заключении договоров на осуществление лесохозяйственных работ с одновременной продажей древесины на сруб). Потенциально возможный ежегодный ущерб федеральному бюджету за счет таких "взаимозачетов", основанных на отнесении рубок обновления, переформирования и реконструкции к уходу за лесами, можно оценить не менее чем в 3,5-4 млрд. рублей. И это не считая ущерба, наносимого самому лесу, а также лесной отрасли за счет недобросовестной конкуренции, основанной на расширительном понимании термина "уход за лесами".

Правила ухода за лесами представляют собой весьма объемный документ, характеризующийся множеством "проблемных" и двусмысленных положений. Краткий комментарий к Правилам будет размещен на Лесном форуме Гринпис в ближайшие две недели.

Лесные ресурсы — последние новости


Россия — последние эко-новости