Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов

Компетенция территориальных городских органов охраны окружающей среды обозначена в двух законодательных документах — в Законе РСФСР об органах самоуправления в РСФСР и Законе РФ об охране окружающей природной среды.
На основе Конституции РФ и федеративного договора, где области природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности объявлены сферой совместной компетенции Федерации и субъектов федерации, субъекты Федерации вправе с учетом собственного правового регулирования вносить те или иные дополнения в компетенцию органов экологического управления и их структуру.
Анализ структуры комитетов охраны окружающей среды (иногда они называются комитетами охраны природы, экологии и природопользования) показывает, что в крупных городах (областных, краевых центрах, столицах республик) они имеют трех-пятизвенную структуру: планово-координационный центр, нормативный отдел, отдел контрольно-инспекционный и экологической экспертизы, городской экологический фонд, отдел пропаганды (информации).
Для Комитета охраны окружающей среды города свойственны следующие функции:
учетная: учет природных ресурсов города и их изменения, выбрасываемых отходов и мест по их размещению;
планово-координационная: планирование городских природоохранительных мероприятия на основе координации экологической деятельности отраслевых природоохранных служб;
нормировочная: разработка нормативов выбросов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твердых отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение окружающей среды;
инспекционная: организация проверки и контроля за выполнением экологических нормативов и эколого-правовых норм;
финансовая: формирование внебюджетного экологического фонда и контроль его расходования;
информационная: экологическое просвещение, воспитание, экологическая информация населения;
разрешительная: выдача разрешений, лицензий на размещение вредных веществ, на специальное и обособленное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира, выброс вредных веществ, проведение государственной экологической экспертизы;
контрольная — довольно широкая функция, зависящая от местных условий, а именно:
В области охраны земель Комитет по охране окружающей среды ведет контроль за рациональным использованием земель, обоснованностью отводов для хозяйственного строительства сельскохозяйственных земель; вместе с Роскомземом учитывает деградированные и загрязненные земли, принимает меры по их восстановлению; совместно с органами Госкомсанэпиднадзора ведет учет и регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.
В области охраны недр Комитет выдает разрешение на поиск и разработку общераспространенных полезных ископаемых, вместе с Комитетом РФ по водному хозяйству выдает лицензии на специальное и обособленное водопользование; совместно с Комитетом по геологии и использованию недр выдает разрешения на разработку подземных вод и водопотребление.
В области охраны вод Комитет совместно с Комитетом по водному хозяйству выдает разрешение на специальное и обособленное водопользование поверхностными водами; совместно с центрами санэпиднадзора дает разрешение на сброс сточных вод, ведет контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в водоемы.
В области охраны лесов Комитет совместно с городским лесхозом устанавливает объем вырубки древесины сообразно ее годовому приросту (расчетная лесосека), определяет лесопользователей и лесозаготовителей, утверждает объемы работ по воспроизводству леса и ведению лесного хозяйства.
В области охраны животного мира Комитет совместно с районными органами охоты определяет объемы отстрела диких зверей и птиц, вместе с районным комитетом по охране окружающей среды утверждает мероприятия по охране и воспроизводству дикого животного мира в районе.
В области охраны рыбных запасов вместе с районными, городскими или межрайонными инспекторами рыбной охраны утверждают порядок проведения любительского и спортивного рыболовства, список рыбохозяйственных водоемов, лимиты вылова рыбы и их видов.
В области охраны атмосферного воздуха совместно с центрами санэпиднадзора устанавливает лимиты выбросов вредных веществ, их суточные нормативы, утверждает размеры платежей за загрязнение в экологические фонды, проверяет соблюдение предприятиями и организациями выполнение нормативов выбросов вредных веществ.
В области санитарной охраны окружающей среды совместно с центрами санэпиднадзора Комитет определяет места для размещения, складирования и захоронения производственно-бытовых отходов.
Вместе со средствами массовой информации, учебными заведениями, центрами культуры Комитет организует пропаганду экологических знаний, осуществляет экологическую информацию населения.
Законом РФ об охране окружающей природной среды (ст. 84) Комитетам охраны окружающей среды и органам санэпиднадзора предоставлено право привлекать виновных организаций и лиц за совершение экологических правонарушений к административной ответственности в виде штрафа. Право наложения административного штрафа предоставлено должностным лицам Комитета без обращения в суд или комиссию.
По роду своей деятельности Комитет находится в постоянном взаимодействии с другими отделами, управлениями, службами города, которые занимаются отраслевыми либо функциональными вопросами охраны городской среды. Основными среди них являются службы земельных ресурсов, водного хозяйства, охраны лесов и нелесной городской растительности, гидрометеоконтроля, внутренних дел, атомного надзора и ядерной безопасности.

Другие статьи, рефераты