Место отраслевых кадастров в обеспечении рационального природопользования
Концепция комплексного управления природопользованием определяет кадастрам природных ресурсов следующее место в системе экономического механизма природоохранной деятельности:
1) ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, которые позволяют трансформировать имеющуюся информацию по качественным и количественным характеристикам отдельных природных ресурсов на конкретной территории для целей их экономической оценки с учетом спроса, экологической обстановки и поставленных социально-экономических задач по устойчивому развитию территории;
2) на основе кадастровых оценок принимаются решения о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов на конкретной территории, после чего обосновываются региональные лимиты их использования с учетом экологической обстановки и прогнозов ее развития;
3) лимиты использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду формируют основу тех требований и ограничений, которые фиксируются в лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой каждому природопользователю после экспертизы его намечающейся или ведущейся деятельности;
4) на основании выбранных приоритетов использования природного ресурсного потенциала территории и оценки его состояния определяется плата за пользование природными ресурсами, стимулирующая их рациональное использование и улучшение экологической обстановки в регионе.
Концептуальные основы комплексного управления природопользованием включают кадастры в качестве главного звена этой системы. Под комплексным природопользованием принято понимать такое использование природных ресурсов, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса должна сводить к минимуму ущербы другим природным ресурсам и в целом окружающей природной среде. Такого рода условия, экологические нормы и ограничения определяются статьей 18 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В ней записано, что «Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области (округа), района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия выдается с указанием в ней: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований».
В настоящее время в законодательных актах РФ предусмотрены два вида лицензий: специальные лицензии и лицензии на комплексное природопользование.
Следует отметить, что специальные лицензии выдаются органами управления природными ресурсами. Они являются формой учета и контроля за пользованием и потреблением природных ресурсов. Специальные лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса. Такого рода лицензии выдаются, например, на пользование ресурсами недр, на выбросы (сбросы, размещение отходов), на землепользование и водопользование, на отстрел охотничьих животных, на вырубку леса и другие. Важно, чтобы содержание специальных лицензий, так же, как лицензий на комплексное природопользование, позволяло осуществлять контроль за соблюдением пользователем экологических требований и ограничений. Реализовать содержание права экологопользования в субъектах Российской Федерации позволяет «Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование» как ведомственный нормативный акт Минприроды России. Указанный документ разработан в соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18, 19, 37–39), «О недрах» (ст. 11, 18), «Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (ст. 81, 84), «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (ст. 3, 12, 13, 45, 50), Основами лесного законодательства Российской Федерации (ст. 28).
Положение с учетом региональных особенностей может быть принято в субъектах Федерации и в последующем должно изменяться по ходу вновь принимаемых законодательных актов Российской Федерации, в которых определяется порядок выдачи лицензий на пользование природными ресурсами. Лицензии на комплексное природопользование и специальные лицензии могут объединяться в одну при решении органов власти и управления субъектов Федерации.
Прямая и непосредственная связь кадастров природных ресурсов с лицензированием природопользования в том, что в систему комплексного управления природопользованием на территориальном уровне входят: кадастровые экономические оценки и учет природных ресурсов, лицензирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, установление региональных лимитов, контроль за качеством окружающей среды, механизм финансирования природоохранных мероприятий. Лицензии должны быть научно обоснованно увязаны с кадастровой информацией о природных ресурсах.
Кадастровый учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов предусмотрены статьей 16 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Эта статья Закона гласит:
1. Государственные природоохранные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
2. На государственные природоохранные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
На нынешнем этапе российских реформ, когда в экономике природопользования действуют рыночные механизмы, кадастры природных ресурсов служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов и являются главным элементом системы управления природоохранной деятельностью.
Исходя из указанного значения рассмотрим содержание основных отраслевых природно-ресурсных кадастров, которые длительное время велись и в той или иной мере использовались в государственной народнохозяйственной практике с учетом их экономического и экологического значения.
Государственный земельный кадастр. Земля всегда занимала главное место в составе элементов природы. В Экономическом аспекте земля (почва) является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственным базисом для всех отраслей и сфер деятельности народного хозяйства. Экологическое значение земли в том, что ее поверхностный слой, почва, обладает естественным и экономическим плодородием, является главным звеном биосферы, питательной средой для растительного и животного мира. Земля – основа жизни людей, сфера производства продовольствия для человечества – является крупнейшим и важнейшим объектом собственности.
В настоящее время в соответствии с целевым назначением все земли в государстве (образующие государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий земель:
1) сельскохозяйственного назначения;
2) населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения (несельскохозяйственного);
4) особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения);
5) лесного фонда;
6) водного фонда;
7) запаса.
Современные задачи и методы кадастровой оценки земли в Российской Федерации важно рассмотреть в историческом аспекте.
История детального изучения почв как естественно-исторического тела и на основе данных экономико-статистических обследований позволила накопить огромное количество сведений о землях и закономерностях их пространственного распространения. Проводившаяся в России земельная реформа увеличивает потребность в разработках земельных кадастров. Накопленный опыт показывает, что основой всех оценочных, прогнозных, экологических, мелиоративных мероприятий являются почвенные карты различного масштаба. В земельных кадастрах сейчас требуется расширение «вклада» антропогенного почвообразования в систему природных закономерностей. При наличии современных сведений и представлений о почвенном покрове, полученных новейшими методами, возможны новые оценки факторов почвообразования и методов учета качества земель. В докучаевский период и в последующем в дореволюционное время, а также в период существования СССР было много сделано в области проведения кадастровых работ. Эти исследования послужили основой русского подхода к агрономической оценке и бонитировке земель с учетом генетических типов почв, их физических и химических свойств.
Необходимость уделять особое внимание в нашей российской переходной экономике комплексному изучению, оценке эффективному использованию земельных ресурсов является важной задачей. В каждой стране тем или иным путем осуществляются указанные задачи. В бывшем СССР и современной России много внимания уделяется созданию Государственного кадастра земель. Основная цель кадастра земель обеспечить государство всей необходимой информацией для организации рационального использования земельных ресурсов.
Программой мониторинга земель наряду с другими мероприятиями предусмотрено обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой процессов водной и ветровой эрозии, заболачивания, закустаривания и засоления почв, изменения запасов гумуса и других негативных явлений: загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.
При всех формах обследования сельскохозяйственных земель как на территориях с лучшим, так и худшим почвенным покровом очень важно учесть некоторые процессы, связанные с непосредственным ухудшением почвенного покрова сельскохозяйственных угодий в связи:
1) с вовлечением в сельскохозяйственный оборот земель нового освоения: лесов, кустарников, болот, почв солонцовых комплексов и т.д. Вновь осваиваемые земли пополняют в основном угодья с заболоченными, переувлажненными, кислыми, солонцеватыми и солонцовыми почвами;
2) с чрезмерно высоким уровнем распаханности земель в районах с интенсивно развитым земледелием, осуществляемым при отсутствии или недостаточно эффективных мерах по защите почв от водной и ветровой эрозии и т.д.;
3) с вторичным засолением почв в условиях недостаточно регулируемых, поливов сельскохозяйственных угодий в зонах орошаемого земледелия.
Результаты обследований накапливаются в банках данных автоматизированной информационной системы.
Сельскохозяйственные угодья, а также земли, загрязненные опасными веществами и подверженные биогенному заражению. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику их по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам, группировку почв.
В кадастрах земель сельскохозяйственного назначения будет играть важную роль информация Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг. Программа предусматривает создание информационной базы данных о состоянии земельного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений, вскрывать закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера, на более высоком качественном уровне осуществлять контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.
Начиная с 1996 года в Российской Федерации создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.
В земельных кадастрах важно развивать углубление хозяйственной направленности и территориальной ограниченности, отдавать приоритет экологической информации о земле в ее содержании с конкретным субъектом – пользователем в лице органов контроля и охраны природы и административно-хозяйственных органов.
Рыночные отношения и предпринимательство в экономике и аграрной сфере формируют рынок природных ресурсов, в том числе земельный рынок, что диктует необходимость постепенного введения части земельно-оценочных кадастровых работ на сопоставимую международную основу. Это необходимо для интеграции экономики России с мировой экономической системой.
Кадастровая информация входит в механизм экономического регулирования и стимулирования рационального использования земель, включая налоговую и ценовую политику, меры повышения продуктивности земель и экономические санкции за ухудшение экологического состояния земель.
Данные земельного кадастра определяют иену земли, уровни земельного налога и арендной платы.
Цена земли, налоговые ставки земельного налога, размеры арендной платы имеют рентную основу, зависят от плодородия, местоположения и других объективных данных.
В соответствии с земельным законодательством ведение земельного кадастра поручено Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзему). Государственный земельный кадастр как инструмент земельных отношений и организации земельного хозяйства содержит систему следующих необходимых положений, сведений, документов и механизмов: о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель и земельным угодьям, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.
Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании и прогнозировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
Земельный кадастр выступает основным регулирующим средством при установлении способов использования земли, форм землевладений и их структуры, размеров земельных наделов, состава землеохранных мероприятий и свойств земельных участков. Практическое решение вопроса о цене земли должно базироваться на земельном законодательстве. При наличии рынка на землю ее цена определяется по закону спроса и предложения. Рынок земли, основанный на спросе и предложении, как показывает мировой и российский опыт, имеет значительные колебания цен на землю во времени и пространстве (годам и территориям).
Кадастровая информация позволяет полнее реализовать принципиальное положение о содержании земельного налога, который складывается из двух частей: ежегодной платы за предоставление земель, устанавливаемой независимо от целевого назначения и качества земель, и дифференцированной части налога, устанавливаемой в зависимости от качества и местоположения земельных участков. Для несельскохозяйственных земель вторая часть определяется местоположением и уровнем инженерного обустройства, экологической ценностью земельных участков.
Земельные кадастры значительно увеличивают возможности реализации положений земельного законодательства, противодействующих расхищению, разбазариванию, растрате потенциала продуктивных сельскохозяйственных земель, которые направлены на:
– ужесточение практики отводов земель для несельскохозяйственных целей путем передачи распорядительных функций субъектам Федерации и выделения по зонам страны групп особо ценных земель, не подлежащих передаче для использования в промышленности и строительстве;
– введение механизма компенсации затрат на воспроизводство плодородных почв и платность землевладения и пользования, ориентирующего на поддержание экономически обоснованного уровня продуктивности угодий и их качественного состояния, на ресурсосбережение;
– правовое принуждение и экономическая заинтересованность землевладельцев и землепользователей в осуществлении комплекса земельноохранных работ по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, загрязнения и иных вредных процессов.
В ходе проведения аграрной и земельной реформ потребовалась организация современных методов ведения государственного земельного кадастра как эффективного инструмента управления земельными ресурсами в условиях нового типа земельных отношений и формирования рынка земли.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых. Минеральные сырьевые ресурсы – первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.
Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр; их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов – степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» («резервы») и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.
Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального (географического) размещения сырьевых ресурсов. Указанные факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов так или иначе связывается с затратами на их освоение (воспроизводство) и с эффектом от их эксплуатации (учет ренты), разнообразие ресурсооценочных условий и факторов, различие затрат и денежную ценность вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья. Высокая природообусловленная вариантность значений основных технико-экономических показателей порождает проблему выбора для вовлечения в хозяйственный оборот наиболее экономичных месторождений. Такой подход обеспечивает наиболее эффективное использование минеральных ресурсов для промышленного развития.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.
1) ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, которые позволяют трансформировать имеющуюся информацию по качественным и количественным характеристикам отдельных природных ресурсов на конкретной территории для целей их экономической оценки с учетом спроса, экологической обстановки и поставленных социально-экономических задач по устойчивому развитию территории;
2) на основе кадастровых оценок принимаются решения о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов на конкретной территории, после чего обосновываются региональные лимиты их использования с учетом экологической обстановки и прогнозов ее развития;
3) лимиты использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду формируют основу тех требований и ограничений, которые фиксируются в лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой каждому природопользователю после экспертизы его намечающейся или ведущейся деятельности;
4) на основании выбранных приоритетов использования природного ресурсного потенциала территории и оценки его состояния определяется плата за пользование природными ресурсами, стимулирующая их рациональное использование и улучшение экологической обстановки в регионе.
Концептуальные основы комплексного управления природопользованием включают кадастры в качестве главного звена этой системы. Под комплексным природопользованием принято понимать такое использование природных ресурсов, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса должна сводить к минимуму ущербы другим природным ресурсам и в целом окружающей природной среде. Такого рода условия, экологические нормы и ограничения определяются статьей 18 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В ней записано, что «Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области (округа), района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия выдается с указанием в ней: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований».
В настоящее время в законодательных актах РФ предусмотрены два вида лицензий: специальные лицензии и лицензии на комплексное природопользование.
Следует отметить, что специальные лицензии выдаются органами управления природными ресурсами. Они являются формой учета и контроля за пользованием и потреблением природных ресурсов. Специальные лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса. Такого рода лицензии выдаются, например, на пользование ресурсами недр, на выбросы (сбросы, размещение отходов), на землепользование и водопользование, на отстрел охотничьих животных, на вырубку леса и другие. Важно, чтобы содержание специальных лицензий, так же, как лицензий на комплексное природопользование, позволяло осуществлять контроль за соблюдением пользователем экологических требований и ограничений. Реализовать содержание права экологопользования в субъектах Российской Федерации позволяет «Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование» как ведомственный нормативный акт Минприроды России. Указанный документ разработан в соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18, 19, 37–39), «О недрах» (ст. 11, 18), «Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (ст. 81, 84), «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (ст. 3, 12, 13, 45, 50), Основами лесного законодательства Российской Федерации (ст. 28).
Положение с учетом региональных особенностей может быть принято в субъектах Федерации и в последующем должно изменяться по ходу вновь принимаемых законодательных актов Российской Федерации, в которых определяется порядок выдачи лицензий на пользование природными ресурсами. Лицензии на комплексное природопользование и специальные лицензии могут объединяться в одну при решении органов власти и управления субъектов Федерации.
Прямая и непосредственная связь кадастров природных ресурсов с лицензированием природопользования в том, что в систему комплексного управления природопользованием на территориальном уровне входят: кадастровые экономические оценки и учет природных ресурсов, лицензирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, установление региональных лимитов, контроль за качеством окружающей среды, механизм финансирования природоохранных мероприятий. Лицензии должны быть научно обоснованно увязаны с кадастровой информацией о природных ресурсах.
Кадастровый учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов предусмотрены статьей 16 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Эта статья Закона гласит:
1. Государственные природоохранные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
2. На государственные природоохранные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
На нынешнем этапе российских реформ, когда в экономике природопользования действуют рыночные механизмы, кадастры природных ресурсов служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов и являются главным элементом системы управления природоохранной деятельностью.
Исходя из указанного значения рассмотрим содержание основных отраслевых природно-ресурсных кадастров, которые длительное время велись и в той или иной мере использовались в государственной народнохозяйственной практике с учетом их экономического и экологического значения.
Государственный земельный кадастр. Земля всегда занимала главное место в составе элементов природы. В Экономическом аспекте земля (почва) является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственным базисом для всех отраслей и сфер деятельности народного хозяйства. Экологическое значение земли в том, что ее поверхностный слой, почва, обладает естественным и экономическим плодородием, является главным звеном биосферы, питательной средой для растительного и животного мира. Земля – основа жизни людей, сфера производства продовольствия для человечества – является крупнейшим и важнейшим объектом собственности.
В настоящее время в соответствии с целевым назначением все земли в государстве (образующие государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий земель:
1) сельскохозяйственного назначения;
2) населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения (несельскохозяйственного);
4) особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения);
5) лесного фонда;
6) водного фонда;
7) запаса.
Современные задачи и методы кадастровой оценки земли в Российской Федерации важно рассмотреть в историческом аспекте.
История детального изучения почв как естественно-исторического тела и на основе данных экономико-статистических обследований позволила накопить огромное количество сведений о землях и закономерностях их пространственного распространения. Проводившаяся в России земельная реформа увеличивает потребность в разработках земельных кадастров. Накопленный опыт показывает, что основой всех оценочных, прогнозных, экологических, мелиоративных мероприятий являются почвенные карты различного масштаба. В земельных кадастрах сейчас требуется расширение «вклада» антропогенного почвообразования в систему природных закономерностей. При наличии современных сведений и представлений о почвенном покрове, полученных новейшими методами, возможны новые оценки факторов почвообразования и методов учета качества земель. В докучаевский период и в последующем в дореволюционное время, а также в период существования СССР было много сделано в области проведения кадастровых работ. Эти исследования послужили основой русского подхода к агрономической оценке и бонитировке земель с учетом генетических типов почв, их физических и химических свойств.
Необходимость уделять особое внимание в нашей российской переходной экономике комплексному изучению, оценке эффективному использованию земельных ресурсов является важной задачей. В каждой стране тем или иным путем осуществляются указанные задачи. В бывшем СССР и современной России много внимания уделяется созданию Государственного кадастра земель. Основная цель кадастра земель обеспечить государство всей необходимой информацией для организации рационального использования земельных ресурсов.
Программой мониторинга земель наряду с другими мероприятиями предусмотрено обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой процессов водной и ветровой эрозии, заболачивания, закустаривания и засоления почв, изменения запасов гумуса и других негативных явлений: загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.
При всех формах обследования сельскохозяйственных земель как на территориях с лучшим, так и худшим почвенным покровом очень важно учесть некоторые процессы, связанные с непосредственным ухудшением почвенного покрова сельскохозяйственных угодий в связи:
1) с вовлечением в сельскохозяйственный оборот земель нового освоения: лесов, кустарников, болот, почв солонцовых комплексов и т.д. Вновь осваиваемые земли пополняют в основном угодья с заболоченными, переувлажненными, кислыми, солонцеватыми и солонцовыми почвами;
2) с чрезмерно высоким уровнем распаханности земель в районах с интенсивно развитым земледелием, осуществляемым при отсутствии или недостаточно эффективных мерах по защите почв от водной и ветровой эрозии и т.д.;
3) с вторичным засолением почв в условиях недостаточно регулируемых, поливов сельскохозяйственных угодий в зонах орошаемого земледелия.
Результаты обследований накапливаются в банках данных автоматизированной информационной системы.
Сельскохозяйственные угодья, а также земли, загрязненные опасными веществами и подверженные биогенному заражению. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику их по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам, группировку почв.
В кадастрах земель сельскохозяйственного назначения будет играть важную роль информация Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг. Программа предусматривает создание информационной базы данных о состоянии земельного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений, вскрывать закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера, на более высоком качественном уровне осуществлять контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.
Начиная с 1996 года в Российской Федерации создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.
В земельных кадастрах важно развивать углубление хозяйственной направленности и территориальной ограниченности, отдавать приоритет экологической информации о земле в ее содержании с конкретным субъектом – пользователем в лице органов контроля и охраны природы и административно-хозяйственных органов.
Рыночные отношения и предпринимательство в экономике и аграрной сфере формируют рынок природных ресурсов, в том числе земельный рынок, что диктует необходимость постепенного введения части земельно-оценочных кадастровых работ на сопоставимую международную основу. Это необходимо для интеграции экономики России с мировой экономической системой.
Кадастровая информация входит в механизм экономического регулирования и стимулирования рационального использования земель, включая налоговую и ценовую политику, меры повышения продуктивности земель и экономические санкции за ухудшение экологического состояния земель.
Данные земельного кадастра определяют иену земли, уровни земельного налога и арендной платы.
Цена земли, налоговые ставки земельного налога, размеры арендной платы имеют рентную основу, зависят от плодородия, местоположения и других объективных данных.
В соответствии с земельным законодательством ведение земельного кадастра поручено Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзему). Государственный земельный кадастр как инструмент земельных отношений и организации земельного хозяйства содержит систему следующих необходимых положений, сведений, документов и механизмов: о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель и земельным угодьям, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.
Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании и прогнозировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
Земельный кадастр выступает основным регулирующим средством при установлении способов использования земли, форм землевладений и их структуры, размеров земельных наделов, состава землеохранных мероприятий и свойств земельных участков. Практическое решение вопроса о цене земли должно базироваться на земельном законодательстве. При наличии рынка на землю ее цена определяется по закону спроса и предложения. Рынок земли, основанный на спросе и предложении, как показывает мировой и российский опыт, имеет значительные колебания цен на землю во времени и пространстве (годам и территориям).
Кадастровая информация позволяет полнее реализовать принципиальное положение о содержании земельного налога, который складывается из двух частей: ежегодной платы за предоставление земель, устанавливаемой независимо от целевого назначения и качества земель, и дифференцированной части налога, устанавливаемой в зависимости от качества и местоположения земельных участков. Для несельскохозяйственных земель вторая часть определяется местоположением и уровнем инженерного обустройства, экологической ценностью земельных участков.
Земельные кадастры значительно увеличивают возможности реализации положений земельного законодательства, противодействующих расхищению, разбазариванию, растрате потенциала продуктивных сельскохозяйственных земель, которые направлены на:
– ужесточение практики отводов земель для несельскохозяйственных целей путем передачи распорядительных функций субъектам Федерации и выделения по зонам страны групп особо ценных земель, не подлежащих передаче для использования в промышленности и строительстве;
– введение механизма компенсации затрат на воспроизводство плодородных почв и платность землевладения и пользования, ориентирующего на поддержание экономически обоснованного уровня продуктивности угодий и их качественного состояния, на ресурсосбережение;
– правовое принуждение и экономическая заинтересованность землевладельцев и землепользователей в осуществлении комплекса земельноохранных работ по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, загрязнения и иных вредных процессов.
В ходе проведения аграрной и земельной реформ потребовалась организация современных методов ведения государственного земельного кадастра как эффективного инструмента управления земельными ресурсами в условиях нового типа земельных отношений и формирования рынка земли.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых. Минеральные сырьевые ресурсы – первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.
Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр; их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов – степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» («резервы») и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.
Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального (географического) размещения сырьевых ресурсов. Указанные факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов так или иначе связывается с затратами на их освоение (воспроизводство) и с эффектом от их эксплуатации (учет ренты), разнообразие ресурсооценочных условий и факторов, различие затрат и денежную ценность вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья. Высокая природообусловленная вариантность значений основных технико-экономических показателей порождает проблему выбора для вовлечения в хозяйственный оборот наиболее экономичных месторождений. Такой подход обеспечивает наиболее эффективное использование минеральных ресурсов для промышленного развития.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.