Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Этапы и процедуры предоставления участков лесного фонда в концессионное пользование

Авторы: Т.В. Фремон


Рыночные реформы в лесном секторе за последнее десятилетие радикально изменили отношения в сфере лесопользования, заменив директивное распределение лесосечного фонда договорными отношениями между государством и лесопользователями.
Политическая основа концессионного лесопользования в условиях перехода к рыночной экономике была заложена Лесным кодексом Российской Федерации (1997): «по договору концессии одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда» (ст. 37 ЛК РФ). Концессия (лат. – разрешение, уступка) – форма экономических отношений между государством и частным предпринимателем, монополией, иностранной фирмой. В лесном секторе объектом концессии являются участки лесного фонда, передаваемые в пользование.
Под концессией в лесопользовании понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере. При этом концессионер находится в более привилегированном положении, чем другие пользователи лесными ресурсами. Участки лесного фонда, переданные в концессионное пользование, не подлежат переходу в собственность концессионера по истечении срока аренды. Выкупать участки лесного фонда, переданные в концессию, запрещается.
Дальнейшее развитие рыночных отношений в стране и необходимость создания условий для повышения инвестиционной активности в лесном секторе на основе концессионных соглашений обусловило подготовку проектов федеральных законов «О концессионных соглашениях» и «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», где определено правовое содержание этих соглашений, порядок проведения торгов (конкурсов или аукционов) с целью их заключения.
Государство организует концессионное лесопользование в тех случаях, когда оно не имеет возможности (по финансовым и технологическим причинам) использовать лесные ресурсы на удаленных территориях, которые в настоящее время относятся к экономически недоступным. Целью концессии является освоение подобных территорий на основе привлечения крупномасштабных отечественных и зарубежных инвестиций. По договору концессии лесопользователям предоставляются неосвоенные участки лесного фонда, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения их в эксплуатацию.
Сторонами договора концессии являются Правительство РФ (или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти) и лица, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации инвесторами. Инвесторы могут быть российские и иностранные. Концессионер обязан осуществлять инвестиционную деятельность – в этом основное отличие между концессией и арендой. В обмен на предоставление инвестиций, создание социальной инфраструктуры концессионер будет обладать правом пользоваться специальным налоговым режимом и гарантиями защиты своего права. Отличие концессии и аренды состоит так же в целях и задачах, которые ставит перед собой государство, заключая эти договора. Заключая договор аренды, государство получает арендную плату и не требует от арендатора осуществления комплекса мероприятий, направленных на позитивные преобразования своего имущества, проведение которых без вложения частного капитала, использования технологий и опыта инвестора невозможно.
Для организации концессионного использования лесных ресурсов государство должно четко определить цели концессии, основанные на задачах лесной политики, и создать условия для достижения этих целей. Соблюдение целей концессионного лесопользования, детальная разработка процедур предоставления концессий будут служить основой эффективности использования ресурсов, максимизации государственных доходов, повышения ценности концессий для лесного сектора и экономического развития регионов и страны.
В настоящее время отсутствуют законодательные и нормативные документы, регламентирующие процедуры передачи участков лесного фонда в концессионное пользование. Предлагаемые ниже этапы и процедуры разработаны на основе проекта закона «О концессионных соглашениях», проектов лесных кодексов, подготовленных Министерством имущественных отношений РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством природных ресурсов РФ, мирового опыта передачи лесных участков в концессионное пользование, а также учебно-методического пособия для государственных служащих «Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд», под редакцией проф.В.И. Смирнова и проф. Н.В. Нестеровича.
Этап – это стадия в развитии процесса предоставления участка лесного фонда в концессию. Процедура – официально установленный порядок действий на различных этапах передачи лесного участка в концессионное пользование.
Каждый этап предоставления участков лесного фонда в концессию должен иметь временные ограничения, определяющие минимум и максимум времени, отведенного для согласования решений по завершению этапа, соответствующие ему процедуры, а также процедуры, проводимые при нарушении этих временных ограничений.
Организационную работу по предоставлению участков лесного фонда в концессионное пользование можно разделить на следующие этапы:
создание органов управления, наделенных полномочиями по организации концессионных отношений;
определение участков лесного фонда, передаваемых в концессионное пользование, и принятие решения о форме передачи;
передача лесного участка в концессионное пользование (с проведением или без проведения лесного конкурса);
разработка и утверждение условий контракта.
Реализация процедурных мер осуществляется путем принятия правил и инструкций, регламентирующих действия специалистов, что позволяет осуществлять более действенный контроль за принимаемыми решениями. Законодательство должно регулировать действия управленческих структур, которым поручено осуществлять эти процессы, с тем, чтобы действия были направлены на отстаивание интересов собственника лесных ресурсов – государства. Концессионное лесопользование будет эффективным при соблюдении баланса экономических интересов обеих сторон в договоре.
1 этап. Создание органов управления, наделенных полномочиями по организации концессионных отношений.
Для решения вопросов владения, пользования и распоряжения участками лесного фонда, предоставляемыми гражданам и юридическим лицам на основе концессии, в каждом субъекте Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области управления лесным фондом должна быть сформирована постоянно действующая Лесная комиссия субъекта Российской Федерации. (В настоящее время в некоторых субъектах Федерации существует Лесная комиссия, которая решает вопросы лесопользования, в том числе вопросы арендных отношений, она формируется на основе регионального законодательства).
Принципы формирования Лесной комиссии, ее состав, задачи и функции, процедуры принятия решений должны регулироваться законодательством РФ.
В ее состав должны входить представители:
органа законодательной государственной власти субъекта Российской Федерации;
территориальных уполномоченных органов (регионального и субъекта федерации) управления Министерства природных ресурсов;
ассоциации лесопромышленников или лесного комплекса;
лесоустроительных предприятий;
налоговых органов;
комитета по управлению государственным имуществом;
управления охотничьего хозяйства;
ассоциаций малочисленных народов;
администраций городов и районов;
лесопользователей;
заинтересованных организаций.
Вопросы лесопользования не могут решаться без участия представителей лесной промышленности, необходимо осуществлять постоянный переговорный процесс между двумя сторонами договорных отношений. В связи с этим необходимо включение представителей лесопользователей в состав Лесной комиссии.
Председатель Лесной комиссии назначается территориальным органом управления МПР России. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Лесной комиссии осуществляется за счет федерального бюджета территориальным органом управления МПР России. Положение о Лесной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
Для разрешения разногласий между территориальным органом управления МПР России и Лесной комиссией при решении вопросов владения, пользования и распоряжения участками лесного фонда формируется Федеральная лесная комиссия при Правительстве Российской Федерации (далее – Федеральная лесная комиссия).
Порядок формирования и регламент работы Федеральной лесной комиссии утверждаются Правительством Российской Федерации, при этом в ее состав включаются представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Государственной лесной службы МПР России, ассоциации лесопромышленников и независимые эксперты.
При организации и проведении конкурсов по передаче участков лесного фонда в концессионное пользование функции организатора конкурса в субъекте Федерации возлагаются на территориальный орган управления МПР России.
Организатор осуществляет все работы по подготовке и проведению конкурса, включающие:
разработку нормативно-правовых актов по вопросам концессионных отношений для субъекта Федерации;
изучение лесного рынка и потенциальных потребителей древесины;
определение участков лесного фонда, передаваемых в концессионное пользование;
определение формы проведения конкурса;
разработку плана или этапов проведения конкурса и их временных ограничений;
определение функций и обязанностей всех участников конкурса;
подготовку документов для предварительной квалификации участников;
подготовку конкурсной документации, разработку критериев для выбора победителя;
подготовку и публикацию извещения о проведении лесного конкурса;
проведение конкурса.
Из числа ответственных сотрудников территориального органа управления МПР России в субъекте Федерации назначается руководитель проекта, который отвечает за всю подготовительную работу по передаче конкретного лесного объекта в концессионное пользование, включающую сбор необходимой картографической, лесоустроительной и экономической информации, подготовку лесоводственно-экономического обоснования и проекта договора.
Для оценки представленных предложений и вынесения решения о победителе конкурса создается конкурсная комиссия, ее функции могут быть возложены на Лесную комиссию субъекта.
2 этап. Определение участков лесного фонда, передаваемых в концессионное пользование, и принятие решения о форме, передачи. Возможны два варианта инициации концессионных соглашений.
Первый вариант – инициатива исходит от государства, в соответствии с концепцией развития лесного сектора региона. В этом случае определение территории лесных участков, которые планируется предоставить в концессионное пользование, создание стимулов для заинтересованности концессионера в использовании ресурсов именно этой территории, является задачей уполномоченного федерального органа МПР России, решаемой на основе соответствующих региональных программ развития.
Уполномоченный федеральный орган МПР России проводит работу по подготовке участка лесного фонда для передачи в концессионное пользование, которая включает:
проектирование границ лесного участка на основе государственного лесного кадастра и документов лесоустройства и установление границ лесного участка на местности, подтверждение, что на данную территорию не распространяются какие-либо ограничения, что она не является частью особо охраняемой территории (природного, национального парка), и права лесопользователя по заготовке древесины не будут ограничены;
подготовку пакета картографической, лесоустроительной, ресурсоведческой и экономической информации, лесоводственно-экономического обоснования на участок;
разработку проекта концессионного соглашения, содержащего рекомендуемые условия предоставления участка лесного фонда в концессионное пользование;
мотивированное заключение о целесообразности проведения торгов, их форме или о передаче участка в концессию без проведения торгов.
Проведение подготовительных работ возглавляет руководитель проекта концессии. Им разрабатывается и проект условий договора для обсуждения на Лесной комиссии.
Подготовительные работы должны быть проведены до начала всех процедур оформления концессии, государство должно знать, что оно передает в концессионное пользование.
Второй случай – инициатива заключения концессии исходит от лесопользователя, заинтересованного в использовании конкретного участка лесного фонда.
Заявление от юридического или физического лица о предоставлении в пользование участка лесного фонда направляется в уполномоченный территориальный орган МПР России в субъекте Федерации.
Желательно, чтобы в заявлении содержались следующие сведения:
информация о заявителе (наименование, адрес, свидетельство о постановке на налоговый учет, профессиональная подготовка специалистов, справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам);
предполагаемый вид лесопользования (лицензия на этот вид деятельности);
местонахождение лесного участка (лесхоз, лесничество, перечень кварталов);
обоснование примерного размера лесного участка.
В то же время, на данном этапе необходимо привлечь как можно больше желающих участвовать в конкурсе, поэтому требования к содержанию заявлений не должны быть жесткими. Отсутствие некоторых документов не должно ограничивать число участников конкурса.
Не позднее одного месяца со дня получения заявления уполномоченный федеральный орган управления МПР России обязан направить в Лесную комиссию субъекта Федерации заявление лесопользователя, подготовленные документы и свое представление о целесообразности передачи этого участка в концессию.
Лесная комиссия в двухнедельный срок с даты поступления документов принимает одно из решений: о проведении торгов, о заключении договора концессии без проведения торгов или об отказе в предоставлении участка. Решение оформляется в виде протокола заседания комиссии.
При принятии решения о проведении торгов за право заключения договора концессии в отношении участка лесного фонда или о заключении договора концессии без проведения торгов постоянно действующая Лесная комиссия определяет условия, на которых участок лесного фонда предоставляется в концессионное пользование, и готовит проект договора концессии.
При принятии решения об отказе в предоставлении участка лесного фонда в концессионное пользование Лесная комиссия должна обосновать отказ.
В недельный срок с даты принятия решения о проведении торгов или об отказе в их проведении Лесная комиссия должна направить решение с приложением всех документов в территориальный орган управления МПР России в субъекте Федерации.
Территориальный орган управления МПР в субъекте Федерации в течение 10 дней со дня получения решения Лесной комиссии принимает решение о проведении торгов (об отказе в проведении торгов) за право заключения концессионного соглашения на условиях, согласованных с Лесной комиссией. В случае разногласий, территориальный орган управления МПР России в субъекте Федерации обязан направить в Федеральную лесную комиссию необходимые документы, в том числе – решение Лесной Комиссии и свое заключение по итогам рассмотрения решения Лесной Комиссии, для согласования условий, на которых участок лесного фонда предоставляется в концессию.
Федеральная лесная комиссия, рассмотрев направленные документы, в течение 15 дней принимает одно из следующих решений:
о целесообразности проведения торгов;
о целесообразности проведения торгов при внесении изменений в условия, на которых участок лесного фонда предоставляется в концессионное пользование;
о нецелесообразности их проведения.
Решение оформляется в форме протокола заседания Федеральной лесной комиссии и направляется в территориальный орган управления МПР России в субъекте Федерации.
Территориальный орган управления МПР России в субъекте Федерации в течение 10 дней со дня получения решения Федеральной лесной комиссии объявляет о проведении торгов в соответствии с решением Федеральной лесной комиссии или направляет заявителю решение Федеральной лесной комиссии о нецелесообразности проведения торгов.
Решение Федеральной лесной комиссии может быть обжаловано в арбитражном суде любым участником лесных отношений.
Решение Федеральной лесной комиссии может быть отменено Правительством Российской Федерации.
В случае согласия территориального органа управления МПР России с решением Лесной комиссии субъекта Федерации, он направляет копию решения комиссии заявителю.
В нашей стране, в соответствии со сложившейся практикой арендных отношений, лесопользователь самостоятельно выбирает интересующую его территорию, основываясь на своих целях и выгодах. При организации концессионных отношений более правильно, чтобы государство взяло на себя руководящую роль, определило потенциальные участки для концессионного пользования и предложило льготы для лесопользователей, исходя из целей региональной и национальной лесной политики. Инициатива государства должна обеспечить равные конкурентные условия для всех претендентов.
3 этап. Передача участка лесного фонда в концессионное пользование.
Если этот этап проходит с проведением торгов, то он содержит следующие подэтапы:
3.1. Приглашение к участию в торгах. Опубликование информации о передаче участка лесного фонда в концессионное пользование.
3.2. Предварительный квалификационный отбор участников торгов.
3.3. Подготовка конкурсной документации.
3.4. Подготовка участниками конкурсных предложений.
3.5. Оценка предложений и выбор победителя.
3.6. Подписание договора.
Подэтап 3.1. Приглашение к участию в торгах.
Этот подэтап определяет уровень возможной конкуренции среди предпринимателей. Важно, чтобы информация о предстоящем конкурсе дошла до максимально широкого круга потенциальных участников.
Подэтап состоит из следующих процедур:
подготовка организатором торгов комплекта предквалификационной документации;
опубликование информации о предстоящих торгах и предоставление комплекта предквалификационной документации по требованию претендентов;
сбор предквалификационных заявок;
анализ поступившей информации и вынесение решения о соответствии заявок квалификационному уровню;
оповещение претендентов о результатах прохождения квалификации.
Сообщение о проведении торгов публикуется в коммерческих отечественных и зарубежных изданиях лесной и бумажной промышленности не менее чем за 60 дней до даты их открытия. Сообщение должно содержать следующую информацию:
наименование организатора, место, время и форму проведения конкурса;
предмет лесного конкурса;
краткую характеристику участка лесного фонда, предлагаемого в концессионное пользование, возможный объем заготовок;
условия передачи участка лесного фонда, в том числе – срок, предоставляемый победителю лесного конкурса для заключения договора концессии;
порядок и место подачи заявок (предложений для участия в квалификационном отборе);
сумму, порядок и срок внесения претендентом задатка при подаче конкурсного предложения;
сроки, порядок и место представления конкурсных предложений;
дату, до которой организатор лесного конкурса может отказаться от его проведения.
Все заинтересованные стороны приглашаются для подачи заявок. Рекомендуется рассылка персональных приглашений, которые, однако, не дают никаких преимуществ при выборе победителя.
Не менее чем за 45 дней до проведения торгов организатор обязан обеспечить всех участников необходимой документацией для участия в предквалификационном отборе.
В мировой практике на эту процедуру отводится два – три месяца, кроме того для обеспечения наиболее широкого оповещения потенциальных участников используется двухступенчатое приглашение к торгам: первый этап – предварительное извещение, где говорится о подготовке проекта концессии, на втором этапе публикуется специальное извещение, которое предоставляет информацию о конкретном конкурсе.
Подэтап 3.2. Задачей предварительного квалификационного отбора является выявление из общего числа претендентов тех, кто в состоян

Другие статьи, рефераты