Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества

Одним из успехов в современной науке можно считать осознанное стремление решить проблемы рационального использования природных ресурсов и обеспечение устойчивости среды жизни. Главное разработать такую систему мероприятий, которая обеспечила бы функционирование биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на планете. Рецепты ограничительного характера, природоохранные мероприятия в строгом смысле этого слова, не способны дать желаемого эффекта. Теперь речь идет не о том, чтобы несколько ослабить наш нажим на природу, в надежде, что после этого она сама восстановится. Во многих случаях необходима более действенная помощь. Природоохранительная стратегия должна подкрепляться природововсстановительными мероприятиями, поскольку без них (естественным) может эволюционный регресс.
На место привычного субъективно-объективного отношения человека к природе пришло некое “кентавроподобное” единство котором прежние наши объекты, природа, не может существовать без помощи “ умного начала”, человеческого разума. Поэтому на данный момент речь идет даже не о ноосфере в смысле В.И.Вернадского, а о некотором явно “ искусственно”, “синтетическом” единстве, которое можно было бы назвать
“гео-био-техно-ноосфера”. Разрыв подобного единства привел бы к распаду его “ элементов” как жизнеспособных объектов. Процесс становления новых взаимоотношений идет очень трудно, не никакой гарантии, что впереди нас ждет успех. Это потребует целенаправленного действия
коллективного интеллекта человечества - его самооргнизации. Работа над стратегией существования в новых условиях требует объединение усилий многих ученых , интеграция науки с культурой, философией, религией, общественным движением; но самое вожное-преодолеть диктат политики и экономики в общественном устройстве над духовно нравственными началами, которые заложены в качестве механизма самосохранения в любом человеческом существе.
Влиять на общественное сознание можно стимулируя потребности человека. Как известно, существуют две сферы потребления- производственная и личная.
В производственной сфере в последнее время наметились определенные сдвиги. Это энергосберегающая политика ряда стран, экологические требования к транспорту и т.д. Кроме того, наблюдается определенный сдвиг сознания- осознание обществом, в том числе и предпринимателями , необходимости управления потреблением: неизучение спроса, а управление им, процесс формирования культуры производства.
Сфера личного потребления замыкается потреблением предметов и услуг человеком. Примерная группировка фактов, влияющая на эти потребности, такова:
1.группа - Общественно исторические факторы(это географическое положение, климат, традиции и обычаи, состояние природной Среды);
2 группа - Технико-экономические факторы(они характеризуют степень экономического развития данного региона, технический и научный потенциал, квалификацию рабочих);
3 группа - Социально-политические факторы (они определяются господствующей формой собственности, политическим устройством государства. Их влияние зависит от распределения национального дохода, социальных гарантий и т.д.)
На сегодняшний день анализ всех этих факторов говорит о сиюминутности потребностей современного человека; его мировоззрение замкнуто на цепи Человек-Земля-производство, а единая картина мира и осознание себя как частицу вселенной включенной, в неразрывносввязанной с ее механизмом отсутствует. По сути, актуальным становиться вопрос культуры производства и потребления, т.е. поиск критериев “ разумных потребностей”, становление экологической этики. Известный американский экономист Гарингтон Эмерсон писал, что человеческая деятельность должна иметь тот же тип организации “оборони тельно-созидательный; какой существует в мире земных растений, а не военно-разрушительный; который активно культивируется сейчас. Разумная хозяйственная деятельность должна соответствовать тому, что в мире растений соответствует фотосинтезу, и должна быть такой же экологически безвредной, энергетически сбалансированной, какой является продуктивная деятельность зеленых растений. Наградой же служит долговечное существование всего сообщества.
Критерием разумных потребностей в сфере производства все более четко вырисовываются, при наличии желания и воли, совершенствуя систему управления, можно решить многие проблемы ( Оптимизм вызывает Декларация предпринимателей, принятой конференцией в Рои де Жанейро в 1992 году, экологическая политика Голландии, США, Японии, Китая.)
Намного сложнее определить критерии разумности в сфере личного потребления. Большинство населения весьма инертно относится к призывам экологов позаботится о будущем своих детей и внуков. Подобной узости мышления можно найти несколько объяснений:
1. Вся система воспитания и образования ориентирована на материальные ценности;
2. Утеряны экологические нормы культуры, национальные жизнеутверждающие традиции;
3. Нигилизм и полное пренебрежение духовными ценностями, утрата цели и смысла жизни, неверие в Вечность мира;
4. Галопирующая материализация жизни, следовательно, и дегуманизация. Формировании разумных потребностей - это процесс формирования человека как личности, шаг в новую цивилизацию. До сих пор нередко утверждалось мнение, что любой нравственный критерий ограничивает якобы сам принцип свободы в любом поиске, сдерживает прогресс. Ноосферным идеалом является жизнь; она почитается как высшее благо, духовная цель любой деятельности. Именно такое благо, такая цель и такой предмет касаются всех без исключения. Посему регулирования взаимоотношений с природой, забота и восстановление ее - дело без преувеличения каждого живущего. на нашей планете.
Культура, искусство, религия, как носители нравственного императива должны занять приличествующее им место в решении экологических вопросов человечества. Мало добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить в тех или иных обстоятельствах, надо, чтобы он не смог, в силу воспитания убеждений, поступить иначе. И если люди хотят сохранить себе, свою природу, свой род, все накопление культуры, т.е. собственно весь человеческий мир, им не только необходимо знать все современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только при таком синтезе у человечества есть шанс сохранить жизнь.

Другие статьи, рефераты