Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Экологизация экономики и бизнеса

Очевидно, что нельзя решить экологические проблемы, выйти на устойчивый тип разви-тия без общего улучшения экономического положения страны, эффективной макроэкономи-ческой политики.
На ухудшение экологической ситуации в России влияет ряд экономических и юри¬дических факторов, действующих в разных сферах, на разных уровнях и с различным мас-штабом воздействия:
• макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию природ-ных ресурсов;
• инвестиционная политика, ориентированная на развитие ресурсоэксплуатирующих секторов экономики;
• неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.);
• несовершенное законодательство;
• неопределенность прав собственности на природные ресурсы;
• отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической стратегии, недо-оценка устойчивого развития;
• на региональном и локальном уровне недоучет косвенного эффекта от охраны приро-ды (экономического и социального), глобальных выгод;
• инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики препятствуют реали-зации долгосрочных проектов, к числу которых относится большинство экологических про-ектов;
• природно-ресурсный характер экспорта;
• существование действенного стимула в виде получения значительной и быстрой при-были от переэксплуатации и/или продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес, руды и пр.) и т.д.
Сейчас самым важным является создание государством посредством эффективных, кос-венных и прямых, экономических инструментов и регуляторов благо¬приятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. В связи с этим рас¬смотрим влияние экономиче-ских реформ в России на сохранение окружающей среды, оценим наиболее перспективные направления развития бизнеса в этой сфере.
В рамках всей экономики, на макроуровне можно выделить следующие важные на¬правления экономических преобразований: структурная эколого-ориентированная пе¬рестройка, изменение инвестиционной политики в направлении эколого-сбалансированных приоритетов, совершенствование механизмов приватизации, реформа прав собственности, демонополизация, создание эколого-непротиворечивых систем нало¬гов, кредитов, субсидий, торговых тарифов и пошлин и пр. Все эти механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на развитии бизнеса, свя¬занного с экологической деятельностью.
К сожалению, в структурах законодательной и исполнительной власти России нет пол-ного и четкого осознания экологической опасности. Это во многом связано со сложившимся менталитетом этих структур. Игнорирование экологического фактора было свойственно со-циальному и экономическому развитию страны последних десятилетий. Провозглашался приоритет экономических целей, развитие оборонного, топливно-энергетического, аграрного комплексов. Социальные и экологические проблемы отодвигались при этом на второй план.
Здесь проявляется еще одно свойство современного "техногенного" мышления рос¬сийских структур — ориентация на получение быстрых результатов. Экологические послед-ствия таких результатов обычно проявляются в будущем, причем часто эти последствия яв-ляются негативными, и общий эколого-экономический ущерб оказы¬вается несоизмеримо больше краткосрочных выгод.
Важно отказаться и пересмотреть многие стереотипы в процессах принятия реше¬ний. Современные традиционные подходы к экономическому развитию базируются на количестве используемых природных ресурсов. Чем больше используется ресурсов, тем лучше для стра-ны. Однако очевидно, что эти подходы завели Россию с ее колоссальными природными бо-гатствами в тупик. По нефти, газу, лесу, земле и другим ресурсам можно привести множест-во абсурдных примеров, где с одного конца природно-продуктовой цепочки фантастические природные ресурсы, а с другого — вечная нехватка и дефицит товаров и услуг, получаемых на основе этих ресурсов.
Стремление увеличить добычу природных ресурсов и усилить их эксплуатацию может только ускорить процессы экологической деградации в России. Нужны принципиально иные подходы. Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфра-структуры, сферы распределения приводят к колоссальным потерям природных ресурсов и сырья. Нужно ли увеличивать нагрузку на природу, зная, что значительная часть природных ресурсов будет использована нерационально?
Показательная ситуация сложилась в топливно-энергетическом комплексе, оказываю-щем чрезвычайно большое влияние на экологическую ситуацию. Например, сколько нужно России до¬бывать нефти, газа, угля, производить энергии для нормального экономического развития, если учесть, что в рас¬чете на единицу конечной продукции Россия сейчас тратит в три раза больше энергии, чем Япония и ФРГ, и в два раза больше, чем США.
Очевидно, что для такого природоемкого роста в России просто не хватит топливных ре-сурсов.
Аналогичная ситуация сложилась с лесными ресурсами, от охраны и исполь¬зования ко-торых во многом зависит сохранение многих биологических ресурсов. Природоемкая струк-тура лесного комплекса с неразвитыми обрабатывающими отраслями приводит к огромному перерасходу леса на производство продукции по сравнению с уже имеющимися технология-ми.
Таким образом, важнейшая причина ухудшения экологической ситуации в России – не-эффективная, природоемкая структура экономики.
Очевидно, что дело не в объемах использования природных ресурсов и производ¬ства промежуточной продукции, а в экономических структурах, их использующих. При сохране-нии сложившихся инерционных тенденций в природопользовании, техногенных подходов в природопользовании, техногенных подходов в экономике в России никогда не хватит при-родных ресурсов для поддержания сложившегося типа развития даже при значительном уве-личении эксплуатации природных ресурсов. К сожалению, подавляющее большинство эко-номических проектов для России, пред¬лагаемые зарубежными и российскими специалиста-ми, игнорируют эту проблему, и их реализация связана с увеличением нагрузки на окру-жающую среду.
В связи с этим чрезвычайно важно создать более благоприятные - по сравнению с при-родоэксплуатирующей деятельностью — условия по развитию бизнеса в ресурсосберегаю-щих отраслях, связанных с развитием обрабатывающей и перерабатывающей про¬мышленности, инфраструктуры, сферы распределения. И здесь необходима эффективная се-лективная экономическая политика по поддержке ресурсосберегающей деятель¬ности. По-этому важнейшим направлением экономических реформ в России, перехода на устойчивый тип развития является эколого-ориентированная структурная пере¬стройка, позволяющая осуществить эффективное ресурсосбережение. Суть такого из¬менения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ресурсо-добывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств в природно-продуктовой вер¬тикали, связанных с преобразованием природного вещества и получения на его ос¬нове конечного продукта, т.е, речь идет о глобальном пере-распределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в поль-зу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Огром-ную роль в таком перераспределении ресурсов должны сыграть формирующиеся ры¬ночные механизмы.
Самые скромные оценки показывают, что структурно-технологическая рационализация эко¬номики может позволить высвободить 20-30 процентов используемых сейчас неэф¬фективно природных ресурсов при увеличении конечных результатов. В стране наблюдается гигантское структурное перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефици-ты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т. д.¬¬¬¬
К сожалению, несмотря на широкомасштабные экономические реформы в России, тен-денции техногенного и природоемкого развития экономики страны сохраняются. Это отра-жается в ухудшении, "утяжелении" экономики с экологических позиций.
Отражением этой ситуации стало ухудшение одного из важнейших показателей устой-чивого и эколого-ориентированного развития — рост энергоемкости экономических показа-телей. По некоторым оценкам, этот показатель для валового национального продукта вырос за последнее время примерно на треть. Это означает, что для достиже¬ния конечных резуль-татов в экономике приходится удельно затрачивать значительно больше нефти, газа, угля, электроэнергии, что, безусловно, ведет к росту нагрузки на природный фундамент, исчерпа-нию невозобновимых природных ресурсов.
Одной из важных причин увеличения природоемкости экономики стал превышаю¬щий все допустимые нормативы износ оборудования. В базовых отраслях промышлен¬ности, транспорта износ оборудования, в том числе очистного, достигает 80—90 процентов. В ус-ловиях продолжающейся эксплуатации такого оборудования резко увеличивается вероят-ность экологических катастроф.
Типичной в этом отношении стала авария нефтепровода в арктическом районе Коми около Усинска. В результате на хрупкие экосистемы Севера вылилось — по различным оценкам — до 100 тыс. т. нефти. Эта экологическая катастрофа стала одной из крупнейших в мире в 90-х гг., и она была вызвана крайней изношенностью трубопровода. Авария получила мировую огласку, хотя по оценкам некоторых рос¬сийских специалистов она является одной из многих — просто другие удалось скрыть. Например, в том же регионе Коми в 1992 г., по данным межведомственной комиссии по экологической безопасности, произошло 890 ава-рий.
Колоссален экономический ущерб экологических катастроф. На основе мировых цен прямые потери нефти только от одной Усинской аварии доходят до 10 млн. долларов. А в целом по России, по данным А.В. Яблокова, ежегодно в результате аварий разливается 1,2 процента добытой нефти или около 3 млн. т. Суммарная оцен¬ка прямых потерь составляет около 300 млн. долларов. Однако, безусловно, экологи¬ческий ущерб от таких инцидентов многократно превосходит прямые потери. Так, по данным Усинской Горком природы сумма экологического ущерба от аварии неф¬тепровода составляет 1,5 трлн. руб., что равняется примерно 500 млн. долл. (курс доллара осени 1994).
Ситуация в нефтедобыче довольно характерна для техногенного развития экономики России с ее огромными потерями и нерациональным использованием природ¬ных ресурсов. На сэкономленные в результате предотвращения аварий средства в течение нескольких лет можно было бы реконструировать топливно-энергетический комплекс страны, существенно снизить энергоемкость всей экономики.
Между тем, правительственные структуры, Дума в ходе дальнейших реформ явно ори-ентируются на дальнейшую поддержку экстенсивного развития энергетики, объ¬ясняя такой курс энергетическим кризисом. Однако очевидно, что при сложившихся энергоемких струк-турах, огромных потерях и нерациональном использовании энерго¬ресурсов в России не уда-стся преодолеть дефицит нефти, газа, угля для поддержки природоемкого развития. Начи-нать нужно с причин энергодефицита, проводить структурные изменения в экономике, под-держивать развитие энергосберегающего бизнеса, а не бороться со следствиями и ориенти-роваться на экстенсивный рост топливно-энергетического комплекса.
Важнейшее значение для развития эколого-ориентированного бизнеса имеет ради¬кальное изменение инвестиционной политики в направлении природоохранных приоритетов. Современная структура государственных, частных, иностранных инвестиций закрепляет природоемкий тип развития на перспективу, т. к. значительная и более высокая — по срав-нению с 80-ми гг. — часть капитальных вложений направляется в природоэксплуатирующие комплексы, прежде всего топливно-энергетический и агропромышленный. Тем самым суще-ственно тормозится рост бизнеса, связанного с экологизацией экономики.
В этой направленности капитальных вложений можно выделить три аспекта:
Во-первых, отсутствие хорошо проработанной концепции долгосрочного развития эко-номики страны. Надежды на то, что "невидимая рука" рынка сама создаст эффективную структуру экономики, несостоятельны в силу отмеченных выше причин. В результате проис-ходит довольно хаотическое распределение капитальных вложений, закрепляющее природо-емкий тип развития.
Во-вторых, природные ресурсы России, прежде всего нефть, газ, лес, руды, яв¬ляются конкурентным товаром на мировом рынке и дают огромную валютную при¬быль экспортеру. Если выгоды от развития ресурсосберегающих структур и перехода к устойчивому развитию придется ожидать далеко не сразу, то быстрота "конвер¬тируемости" в топливно-энергетическом комплексе делают очевидным сиюминутные выгоды от его развития. А то, что следующие поколения лишаются сырьевой базы, будут вынуждены тратить огромные средства на ликвидацию последствий, вызванных современными загрязнениями, не прини-мается во внимание лицами, принимающими решения. Здесь происходит игнорирование проблемы экстерналий, внешних эффектов между поколениями, что чрезвычайно важно в концепции устойчивого развития.
Прирордоемкую структуру инвестиций поддерживают и иностранные займы, и капи-тальные вложения. Подавляющее большинство кредитов Мирового Банка, инвестиции ве-дущих западных компаний направляются, прежде всего, в увеличение добычи энергоресур-сов, в основном, нефти и газа. Сейчас подавляющая часть ино¬странных инвестиций — почти 80 процентов — направляется в топливно-энергети¬ческий комплекс. Идущие на втором мес-те отрасли торговли и общественного питания затрачено в 12 раз меньше.
И, в-третьих, недооцениваются эффекты от перехода на устойчивое ресурсосберегающее развитие. Уже приводилась оценка в сотни миллионов долларов от теряемой ежегодно неф-ти. Во многие миллиарды долларов можно оценить и ежегодные потери деградировавшей земли, леса, полезных ископаемых и пр. При адекватном экономи¬ческом учете экологиче-ского фактора эффективность ресурсосбережения оказывается гораздо выше наращивания природоемкости экономики, что доказало экономическое развитие развитых стран в послед-ние два десятилетия.
Облегчить эколого-экономический переход к рыночной экономике возможно с по¬мощью эколого-сбалансированных экологических реформ и создания соответствую¬щей экономиче-ской среды на макроуровне, благоприятствующих развитию эколого-ориентированного биз-неса. Здесь можно выделить два типа экономических механиз¬мов и инструментов в зависи-мости от степени отраслевого охвата. Во-первых, меха¬низмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, ее отраслей и комплексов. И, во-вторых, — более специальные ме-ханизмы и инструменты, ориентированные, прежде всего, на природоэксплуатирующие от-расли, первичный сектор экономики, а также на регулирование природоохранной деятельно-сти в других от¬раслях.
В рамках всей экономики можно выделить механизмы приватизации, реформу прав соб-ственности, демонополизацию, создание эколого-непротиворечивых систем налогов, креди-тов, субсидий, торговых тарифов и пошлин и пр. Все эти механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации, на развитии природоемкой или природосберегающей деловой активности в России.
Для России чрезвычайно остро стоит проблема монополизма. Огромные монополии в условиях отсутствия конкуренции, наличия действенных лобби в законодательных и испол-нительных структурах власти могут уделять экологическим факторам минимальное внима-ние. Ситуация монополизма особенно характерна для добываю¬щих отраслей, прежде всего газовой и нефтяной. Экологическая деградация, огромные потери природных ресурсов из-за отсталых технологий добычи и транспортировки, многочисленные аварии слабо влияют на положение этих промышленных гигантов.
Налоговая политика также не способствует решению экологических проблем и развитию эколого-ориентированного бизнеса. Налоговое бремя на предприятия чрез¬вычайно велико, что вынуждает предприятия ориентироваться, прежде всего, на краткосрочные задачи выжи-вания. Сейчас до 90 процентов прибыли предприятий изымается у предприятия в виде нало-гов и других отчислений. Этот фактор, а также депрессия, деградация основных фондов и т. д. приводят к тому, что около 90 про¬центов российских предприятий убыточны или мало-рентабельны. В этих условиях понятно стремление предприятий минимизировать свои при-родоохранные затраты для выживания в условиях перехода к рынку. Очевидно, что в усло-виях конкуренции, массовых банкротств, ужесточения финансовой ситуации для предпри-ятий одной из первых жертв борьбы за существование станет природа. Предприятия стре-мятся всячески экономить на природоохранных мерах, приобретении экологического обо¬рудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуск основной про¬дукции. Скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов для того, чтобы избежать платы за них, штрафов и т. д.
Эта тенденция подтверждается данными Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. За последние два года четыре тысячи предприятий, контроли¬руемых природоохранными органами, увеличили в 1,5 раза выброс загрязняющих веществ.
В этих условиях целесообразно — что подтверждает мировой опыт — создание бла¬гоприятного налогового климата для эколого-ориентированной деятельности.
Кредитно-денежная политика также способствует сохранению антиэкологических тен-денций в экономике. В условиях высокой инфляции подавляющее большинство банковских операций приходится на короткие торговые и финансовые сделки (95 процентов активных банковских операций), что практически лишает экономику ин¬вестиций в перспективное раз-витие, радикальную структурную ресурсосберегающую перестройку. Аналогичное воздейст-вие имеет и чрезвычайно высокая учетная ставка (до 200 процентов), что делает невыгодным инвестирование долгосрочных или мед¬ленно окупающихся проектов, в число которых вхо-дят многие природоохранные про¬екты.
Для экологизации экономики и поддержания бизнеса на этом направлении в существен-ных изменениях нуждается внешнеторговая политика, вся система тарифов, пошлин и дру-гих торговых барьеров. При неразвитости отрасли экологического машиностроения в стране многие экологические программы, в том числе и междуна¬родные экологические проекты, нуждаются в импорте природоохранного оборудования. Между тем, сейчас система россий-ских пошлин на ввозимое оборудование чрезвы¬чайно затрудняет реализацию природоохран-ных программ. Накладываются огромные налоги на ввоз из-за рубежа оборудования эколо-гического назначения. В том случае, если экологический проект нуждается в импортном оборудовании, от четверти до трети затрат может уйти на пошлины и другие налоги. Тем са-мым ставится барьер на пути инвестиций в охрану окружающей среды.
На экспортно-импортные потоки также существенно воздействует инфляция. Бы¬строе обесценение национальной валюты в России приводит к стимулированию экс¬порта, который практически на 80 процентов состоит из первичных природных ресурсов.
В условиях перехода к рыночной экономике в число более специальных механизмов и инструментов, ориентированных, прежде всего на природоэксплуатирующие отрасли, пер-вичный сектор экономики, а также на регулирование природоохранной стороны деятельно-сти в других отраслях, входит довольно широкий круг потенциально эффективных эколого-экономических регуляторов. Здесь и платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажа прав (разрешений) на загрязнение, штрафование деятельности, наносящей ущерб окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое. Многие из этих экономических механизмов, чрезвычайно важных для развития бизнеса, могут быть созданы на региональном уровне, даже если на федеральном уровне таких механизмов нет или они слабо действуют. Сейчас в развитых странах мира существует более 80 экономических инструментов в использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. В России отдельные регуляторы платно-сти природопользования используются с 1991г.
С позиции экологизации экономики нуждаются в своей корректировке и традиционные показатели экономического развития и прогресса — такие как доход на душу населения, ва-ловой национальный продукт и пр. Такой подход зачастую ставит в неравное по

Другие статьи, рефераты