Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Переработчики макулатуры просят отмены агентского НДС

17 июля 2019 года | Россия

Рубрика: Отходы, мусор, свалки

«На сегодняшний день в отрасли действуют свыше 80 предприятий, в ней задействованы более 35 тысяч человек, а годовой объем переработки макулатуры превышает три с половиной миллиона тонн», — подчеркнул эксперт. По его словам, такое развитие отрасли стало возможным благодаря действовавшей ранее системе налогообложения: переработчики макулатуры называют её «НДС Фокина», по имени депутата Госдумы Александра Фокина, инициировавшего принятие закона 174-ФЗ.

Депутат Фокин убедил парламентариев в том, что, если крупные предприятия-переработчики макулатуры будут платить НДС за всю цепочку участников отрасли, включая сборщиков и заготовителей макулатуры, то бюджет от этого не потеряет ни копейки, а собираемость налога возрастёт. По итогам двух лет действия системы «НДС Фокина», Федеральная налоговая служба констатировала более чем двукратный рост объёма уплаты НДС в отрасли, что обеспечивало бюджету страны дополнительные 5 млрд руб. ежегодно. Кроме того, инициатива повысила прозрачность отрасли и снизила расходы государства на налоговое администрирование.

Введённый с 1 января текущего года механизм налогового регулирования отрасли сбора и переработки макулатуры автоматически превратил всех заготовителей макулатуры в налоговых агентов, которым необходимо срочно «включаться» в нюансы агентской системы НДС. Фактически каждый приемно-заготовительный пункт отныне должен нести расходы на профессионального бухгалтера. «При этом новые обязанности налоговых агентов не компенсированы никакими выгодами и преимуществами, они влекут за собой только дополнительные расходы», — подчёркивает Пеньков.

Кроме того, при агентской системе налогообложения в отрасли резко растёт и объем администрирования НДС:

«Если раньше у нас был один инспектор на одном перерабатывающем предприятии, то сейчас нужна масса инспекторов, чтобы контролировать каждый приёмно-заготовительный пункт», — отмечает эксперт.

Тем не менее в Минфине и Госдуме стало превалировать мнение, что если распределить обязанности начислять и платить налог между всеми участниками цепочки поставок макулатуры, от заготовителей через оптовых продавцов и до переработчиков, то денег в бюджет поступит больше, чем при использовании прежней системы НДС. Однако анализ различных схем начисления и уплаты НДС, проведённый ведущими научными и образовательными учреждениями страны, показал, что сумма поступлений в бюджет зависит только от объёма реализации конечной продукции, при этом «НДС Фокина» намного проще и эффективнее в администрировании и контроле.

Закон 424-ФЗ, отменивший прежде действующий НДС и введший агентскую схему, был принят без необходимого финансово-экономического обоснования. По неофициальным данным, полученным из Минфина, ведомство прорабатывало кейс, связанный с выпадающими доходами бюджета. На это же обстоятельство указывал первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы Глеб Хор в своём ответе на антикоррупционное заключение по закону 424-ФЗ.

Несмотря на то что Федеральная налоговая служба в первый же год действия прежней НДС зафиксировал более чем двукратный рост поступлений НДС из отрасли заготовки и переработки макулатуры, Минфин и разработчики законопроекта продолжали искать причины выпадающих доходов — и, в конце концов, нашли, предположив, что на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика появляется некий полуфабрикат — уже не макулатура, но ещё и не готовое изделие: не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д. — облагаемый НДС. И, соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий.

Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура. То самое сырье, соответствующее ГОСТ 10700–97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174-ФЗ, было освобождено от НДС.

Целый ряд учёных и специалистов на симпозиуме выразили уверенность, что, если материал освобождён от обложения НДС, то возможностей уклонения от налога в данном случае быть не может. Перепродать освобождённый от обложения НДС материал, чтобы НДС на него возник, также невозможно. В этом смысле разработчиков законопроекта из Минфина и комитета Госдумы по бюджету и налогам могли ввести в заблуждение, считают эксперты.

Участники симпозиума констатировали в целом негативное влияние агентской системы уплаты НДС на реализацию макулатуры на развитие малого и индивидуального предпринимательства в отрасли. По словам первого замглавы «Лиги переработчиков макулатуры» Дениса Кондратьева, индивидуальные предприниматели пока не научились работать с агентским НДС, который справедливо называют самым сложным налогом.

«Мы должны были развивать малый и средний бизнес, это фундамент прорыва. Но на деле мы видим возвращение НДС в оборот макулатуры в виде агентской системы, что приведёт к сокращению числа мелких компаний и индивидуальных предпринимателей в сегменте заготовки макулатуры. В результате следует ожидать уменьшения объёмов заготовки, которое повлечёт за собой целую цепь негативных последствий», — отметил эксперт.

О плачевных последствиях введения агентской системы НДС говорится и в заключениях, подготовленных накануне экспертами МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, Университета им. С. Ю. Витте и Высшей школы экономики.

Эксперты констатируют повышение привлекательности экспортных отгрузок макулатуры благодаря праву на возмещение НДС при экспорте. Это приведёт к тому, что на переработку к российским предприятиям поступит ещё меньше макулатуры. Следующие звенья цепи, запущенной агентским НДС — уменьшение объёмов сбора макулатуры, усиление конкуренции за меньшие объёмы макулатуры, поступающие на рынок — и закономерное её удорожание.

Это поставит под удар все достижения отрасли за два года действия предыдущей системы применения НДС.

Кроме экономических рисков снижения инвестиционной привлекательности отрасли сбора и переработки макулатуры, а также создания помех в реализации стратегических национальных проектов «Экология» и «Развитие малого и среднего бизнеса», участники симпозиума обратили внимание на специфику принятия закона 424-ФЗ, который ввёл в отрасли агентскую систему НДС.

Преподаватель РАНХиГС, куратор программы «Управление отходами производства и потребления», кандидат юридических наук Содном Будатаров напомнил, что введение агентского НДС для заготовителей и переработчиков макулатуры осуществлялось не отдельным законопроектом, а поправкой к законопроекту.

«Принятию законопроекта предшествует регламент Госдумы, Совета Федерации, правительства — и много других нормативных актов, которые определяют, как должен проходить законопроект. В случае с принятием закона № 424-ФЗ, этого не происходило, следовательно, может иметь место противоречие всем упомянутым регламентам», — отметил юрист.

По словам Будатарова, есть все причины полагать, что Конституционный суд признает закон о введении в отрасль переработки макулатуры агентской системы НДС неконституционным, а следовательно — можно добиться его фундаментальной переработки.

В резолюции симпозиума, направленной в федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, общественные и научные объединения, участники мероприятия потребовали кардинально изменить агентскую систему налогообложения операций, связанных с реализацией макулатуры, вернуть доказавшую свою эффективность систему «НДС Фокина», а также распространить её на иные виды вторичных материальных ресурсов.

Источник: Российская Газета

Отходы, мусор, свалки — последние новости


Россия — последние эко-новости