ГМО-черви светятся при обнаружении загрязнения воздуха

3 февраля 2023 года | Международная

Учёные создали два трансгенных штамма миллиметровой нематоды Caenorhabditis elegans, которые начинают светиться при обнаружении загрязняющих веществ в воздухе. Возможно, в будущем мы будем использовать этих червей для определения того, насколько воздух в наших помещениях загрязнён.

Хотя воздух в наших домах или на рабочих местах может казаться нормальным, он может содержать вредные соединения, выделяемые такими материалами, как ДСП и ковровые покрытия. В новом исследовании учёные показали один из методов, который позволит просто и дёшево фиксировать наличие этих загрязняющих веществ.

Что делает круглых червей Caenorhabditis elegans особенными, так это тот факт, что, когда они чувствуют запах или вкус токсичных биологических или синтетических соединений, они реагируют выработкой зелёного флуоресцентного белка (GFP) в течение 24 часов.

Чем выше уровень загрязняющих веществ, тем больше белка вырабатывают черви, и, следовательно, тем сильнее они флуоресцируют — интенсивность флуоресценции можно объективно измерить с помощью микроскопии или спектрометрии.

Эти же типы экологически чувствительных нематод ранее использовались для мониторинга концентраций загрязнений тяжёлыми металлами в окружающей среде. В новой работе учёные впервые протестировали червей на обнаружение загрязняющих веществ в воздухе жилых помещений.

Было обнаружено, что черви надёжно флуоресцируют при воздействии вредных веществ, таких как чёрная плесень, собранная в повреждённых влагой зданиях, агрессивные химикаты, используемые в чистящих средствах, и летучие органические соединения, образующиеся в результате химических веществ в разрушенных пластиковых коврах. Наряду с увеличением производства GFP, черви также становились менее активными — некоторые из них даже умирали — при наличии таких летучих веществ.