Организация и проведение экологической экспертизы
Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:
 назна¬чение экспертизы;
 сбор, обобщение, оценку информации;
 формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общест-венности;
 представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;
 разрешение споров.
Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экс-пертиза назначается специально уполномо¬ченным на то органом государства в области охраны окружаю¬щей природной среды — в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприро¬ды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям феде¬рального уровня, а также другим объектам, если затра-гиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует эколо-гическую экспертизу, обосновывающую объ¬явление территорий зонами экологическо-го бедствия и чрезвы¬чайных экологических ситуаций. По остальным проектам стро¬ительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятель-ности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окру¬жающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды на¬значают государственную экологиче-скую экспертизу по объек¬там, связанным с ресурсами республиканского, краевого, об-лас¬тного значения, а районные, городские органы — муниципаль¬ными природными ресурсами.
В зависимости от объема и характера экспертной деятельнос¬ти проведение экс-пертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.
В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воз-действия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС); положительные зак¬лючения и согласования органов федераль¬ного надзора и контроля и органов мест-ного самоуправле¬ния; материалы обсуждений объекта с гражданами и обще¬ственными объединениями.
Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков докумен¬тации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести меся-цев.
Применительно к заказчику закон говорит о его праве прове¬дения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его террито¬риальные органы и подразде-лений призваны заниматься орга¬низацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалис¬тов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.
Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и про-ведение не требует каких-либо особых уста¬новлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдель¬ных кафедр или ученых.
Организация и проведение различных экспертиз:
 Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполно-моченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязатель-ного к исполнению.
 Ведомственная экологическая экспертиза проводится по при¬казу соответст-вующего министерства, ведомства. Ее результа¬ты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.
 Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе обще-ственных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.
 Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных уч-реждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллек-тивов и отдельных ученых.
Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке ин-формации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вме¬няется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспер¬тизу должны быть представ-лены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последст-виях,
Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обес¬печению экологиче-ской безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоя-тельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степе¬ни экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроиз¬водству окружающей природной среды. Задача экспертов состо¬ит в проверке правильности и научной обоснованности содержа¬ния данного документа.
Предварительное заключение экспертной комиссии, подго¬товленное и подпи-санное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, за-интересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объек¬тов, затрагивающих экологи-ческие интересы населения, прини¬мать решение по результатам обсуждения или рефе-рендума.
Заключение экспертной комиссии по экологической экспер¬тизе утверждается руководителем компетентного государ¬ственного органа специальной компетенции — министром, за¬местителем министра по охране окружающей среды и приро¬дных ресур-сов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не соглас¬ный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, из-лагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юри¬дическую силу. Они становятся обязатель-ными для всех учас¬тников экологических отношений.
Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, на¬родный или арбитражный суд. Административный орган, согла¬сившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертизы недей-ствительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основа¬ниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адми¬нистрации, приняв-шей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.
 назна¬чение экспертизы;
 сбор, обобщение, оценку информации;
 формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общест-венности;
 представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;
 разрешение споров.
Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экс-пертиза назначается специально уполномо¬ченным на то органом государства в области охраны окружаю¬щей природной среды — в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприро¬ды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям феде¬рального уровня, а также другим объектам, если затра-гиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует эколо-гическую экспертизу, обосновывающую объ¬явление территорий зонами экологическо-го бедствия и чрезвы¬чайных экологических ситуаций. По остальным проектам стро¬ительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятель-ности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окру¬жающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды на¬значают государственную экологиче-скую экспертизу по объек¬там, связанным с ресурсами республиканского, краевого, об-лас¬тного значения, а районные, городские органы — муниципаль¬ными природными ресурсами.
В зависимости от объема и характера экспертной деятельнос¬ти проведение экс-пертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.
В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воз-действия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС); положительные зак¬лючения и согласования органов федераль¬ного надзора и контроля и органов мест-ного самоуправле¬ния; материалы обсуждений объекта с гражданами и обще¬ственными объединениями.
Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков докумен¬тации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести меся-цев.
Применительно к заказчику закон говорит о его праве прове¬дения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его террито¬риальные органы и подразде-лений призваны заниматься орга¬низацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалис¬тов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.
Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и про-ведение не требует каких-либо особых уста¬новлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдель¬ных кафедр или ученых.
Организация и проведение различных экспертиз:
 Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполно-моченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязатель-ного к исполнению.
 Ведомственная экологическая экспертиза проводится по при¬казу соответст-вующего министерства, ведомства. Ее результа¬ты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.
 Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе обще-ственных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.
 Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных уч-реждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллек-тивов и отдельных ученых.
Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке ин-формации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вме¬няется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспер¬тизу должны быть представ-лены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последст-виях,
Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обес¬печению экологиче-ской безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоя-тельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степе¬ни экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроиз¬водству окружающей природной среды. Задача экспертов состо¬ит в проверке правильности и научной обоснованности содержа¬ния данного документа.
Предварительное заключение экспертной комиссии, подго¬товленное и подпи-санное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, за-интересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объек¬тов, затрагивающих экологи-ческие интересы населения, прини¬мать решение по результатам обсуждения или рефе-рендума.
Заключение экспертной комиссии по экологической экспер¬тизе утверждается руководителем компетентного государ¬ственного органа специальной компетенции — министром, за¬местителем министра по охране окружающей среды и приро¬дных ресур-сов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не соглас¬ный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, из-лагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юри¬дическую силу. Они становятся обязатель-ными для всех учас¬тников экологических отношений.
Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, на¬родный или арбитражный суд. Административный орган, согла¬сившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертизы недей-ствительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основа¬ниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адми¬нистрации, приняв-шей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.