Общественная экспертиза
«Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного само-управления общественными организациями (объединениями), основ-ным направлением деятельности которых в соответствии с их ус-тавами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об¬щественная экологиче-ская экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной эколо-гической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ¬ственной экологической экспертизы либо одно-временно с ней.
Общественные объединения, осуществляющие обще¬ственную экологическую экспертизу, имеют право:
 получать от заказчика документацию, подлежащую эко¬логической эксперти-зе, предусмотренную законом;
 знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государствен¬ной экологической экспертизы;
 участвовать в качестве наблюдателей через своих пред¬ставителей в заседа-ниях экспертных комиссий государствен¬ной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной эко-логической экспертизы.
Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., об-щественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после ут-верждения ее результатов соответствующими органами государственной экологиче-ской экспертизы.
Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат¬риваются условия про-ведения общественной экологической экспертизы:
 государственная регистрация заявления общественных объединений о про-ведении экологической экспертизы;
 порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;
 форма и содержание заявления о проведении экологи¬ческой экспертизы;
 обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;
 исчерпывающий перечень оснований, по которым мо¬жет быть отказано в го-сударственной регистрации заявле¬ния о проведении общественной экологи-ческой экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэко-логии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объек-тов экологической экспертизы, органам местного самоуправле¬ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массо-вой ин¬формации.
В случае придания юридической силы заключению об¬щественной экологиче-ской экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной эколо-гической экспертизы распространяются требования об ответственности за правиль-ность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, админи-стративным либо уголов¬ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет¬ные правонарушения в облас-ти экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об¬щественная экологиче-ская экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной эколо-гической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ¬ственной экологической экспертизы либо одно-временно с ней.
Общественные объединения, осуществляющие обще¬ственную экологическую экспертизу, имеют право:
 получать от заказчика документацию, подлежащую эко¬логической эксперти-зе, предусмотренную законом;
 знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государствен¬ной экологической экспертизы;
 участвовать в качестве наблюдателей через своих пред¬ставителей в заседа-ниях экспертных комиссий государствен¬ной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной эко-логической экспертизы.
Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., об-щественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после ут-верждения ее результатов соответствующими органами государственной экологиче-ской экспертизы.
Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат¬риваются условия про-ведения общественной экологической экспертизы:
 государственная регистрация заявления общественных объединений о про-ведении экологической экспертизы;
 порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;
 форма и содержание заявления о проведении экологи¬ческой экспертизы;
 обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;
 исчерпывающий перечень оснований, по которым мо¬жет быть отказано в го-сударственной регистрации заявле¬ния о проведении общественной экологи-ческой экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэко-логии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объек-тов экологической экспертизы, органам местного самоуправле¬ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массо-вой ин¬формации.
В случае придания юридической силы заключению об¬щественной экологиче-ской экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной эколо-гической экспертизы распространяются требования об ответственности за правиль-ность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, админи-стративным либо уголов¬ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет¬ные правонарушения в облас-ти экологической экспертизы.