Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Недревесные растительные ресурсы и устойчивое управление лесами

Авторы: В.Н. Косицын

В современных условиях устойчивого управления лесами лесной сектор должен развиваться на принципах многоцелевого лесопользования, когда учету, оценке и использованию подлежат все виды лесных ресурсов, в т.ч. и продукция побочного лесопользования. В соответствии с лесным законодательством (ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации, приказ Рослесхоза от 01.04.99 № 74) к видам побочного лесопользования относятся сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущего растительного сырья.
Учитывая, что лесной фонд находится в федеральной собственности, важной основой устойчивого управления лесами является достижение рационального и эффективного разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области использования недревесных растительных ресурсов.
Из-за существенного разнообразия между субъектами Российской Федерации в ресурсном потенциале различных видов недревесного растительного сырья, законодательная инициатива по организации побочного лесопользования передана из федерального центра в регионы. Так, один из основных нормативно-правовых документов – правила пользования лесным фондом для осуществления побочного лесопользования – утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими же по согласованию устанавливаются ставки взимаемых при этом лесных податей.
Нормы бесплатного пользования участками лесного фонда для заготовки продукции побочного лесопользования для собственных нужд, кроме растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу конкретного субъекта Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, также устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Сбор гражданами дикорастущих недревесных продуктов леса сверх установленных норм в промысловых (коммерческих) целях производится только через оформление в лесхозах МПР России разрешительных документов (лесных билетов) и оплату лесных податей.
Данные нормы бесплатного пользования могут существенно изменяться по субъектам Российской Федерации. Так, норма бесплатной заготовки на 1 человека черемши в Республике Тыва составляет 10 кг, Республике Хакасия – 20 кг, Кемеровской области – 30 кг.
Пользование недревесными ресурсами леса на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определяется Федеральным законом 07.05.2001 № 49-ФЗ.
В тоже время имеется ряд нормативных документов по побочному лесопользованию, требующих первоочередной переработки на федеральном уровне с учетом их привязки к планированию лесного хозяйства и лесопользования: Основные положения по осуществлению побочных лесных пользовании в лесах Российской Федерации (1994), Правила сенокошения и пастьбы скота в лесах СССР (1983), Правила по технике и технологии подсочки березы (1976), Методика выявления дикорастущих сырьевых ресурсов при лесоустройстве (1987).
Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством целенаправленно занялись заготовкой дикорастущего растительного сырья с 1966 г. и достигли значительных успехов. При этом важно отметить, что согласно ст. 104 Лесного кодекса Российской Федерации с лесхозов не взимаются лесные подати. Однако в связи с отсутствуем в лесхозах необходимых финансовых, технических и трудовых ресурсов объемы заготовок дикорастущего сырья в настоящее время незначительны и не позволяют использовать весь его ресурсный потенциал.
Лесхозы, на которые возложены функции оперативного управления лесным фондом, являются одним из основных потенциальных заготовителей недревесного растительного сырья.
По данным отраслевой статистической отчетности 2002 г. наибольший валовой сбор дикорастущих плодов и ягод отмечен в лесхозах Республики Башкортостан (100 т), Республики Татарстан (28 т) и Удмуртской Республики (22 т) Наибольшие объемы заготовок клюквы и брусники наблюдались в Республике Бурятия (10 т), Вологодской области (3 т) и Республике Коми (1 т). Орехи дикорастущие (преимущественно кедровые) собирались главным образом в Республике Бурятия (13 т) и Читинской области (2 т) Заготовка съедобных грибов развита в лесхозах Алтайского края (14 т), Удмуртской Республики (10 т) и Вологодской области (5 т), лекарственного сырья – лесхозах Алтайского края (287 т), Приморского края (55 т), Республики Саха–Якутия (41 т) папоротника орляка и черемши – лесхозах Республики Алтай (127 т), Алтайского края (123 т), Республики Хакасия (50 т), березового сока – лесхозах Республики Татарстан (81 т), Брянской области (80 т), Республики Башкортостан
Как видно из приведенных данных самое серьезное внимание уделяется развитию побочного лесопользования в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Алтайском крае.
Прибыль от заготовки и реализации дикорастущей продукции побочного лесопользования лесхозами МПР России в 2002 г. составила 2,5 млн. руб., в т.ч. в отношении папоротника орляка и черемши – 1,5 млн. руб., лекарственного сырья – 0,47, орехов – 0,18, плодов и ягод – 0,15, грибов в переводе на свежие – 0,15 млн. руб.
Важным элементом внедрения рыночных отношений в деятельность лесного хозяйства является развитие института аренды. Однако до настоящего времени аренда участков лесного фонда для осуществления побочного лесопользования развита относительно слабо. Это во многом связано с отсутствием крупных заготовительных и перерабатывающих организаций в данной области, действующих на перспективу, и низкими размерами лесных податей за пользование продуктами побочного лесопользования, устанавливаемых субъектами Российской Федерации.
Распределение арендных участков по федеральным округам во многом отражает особенности ресурсного потенциала растительного сырья и традицию его эксплуатации. Так, наибольшее количество участков лесного фонда переданных в аренду для осуществления пастьбы скота, приходится на Республику Башкортостан – 2645 (90% от всех участков), Республику Алтай – 116 и Омскую область – 81 т.е. на те регионы, где имеются значительные площади пастбищных угодий для крупного рогатого скота. 98% площадей, переданных в аренду для осуществления пастьбы скота (10,1 млн. га), относится к оленьим пастбищам.
Аренда лесных сенокосов распространена в Республике Башкортостан (10424 участков на площади 32,3 тыс. га), Свердловской области (494 и 4,9), Читинской области (239 и 4,1) и Омской области (225 и 87,4).
Аренда участков лесного фонда для размещения ульев и пасек наиболее развита в местах компактного произрастания липовых насаждений. В Удмуртской Республике имеется 228 таких участков на площади 33 га, Республике Башкортостан – 77 и 339, Республике Татарстан 42 и 37, Челябинской области – 26 и 6, Кемеровской области – 18 и 92, Еврейской АО – 13 и 10.
Аренда угодий дикорастущих ягод, съедобных грибов и лекарственного сырья наиболее широко распространена в районах достаточно интенсивных промысловых заготовок Сибири и Дальнего Востока: Алтайский край, Томская область, Республика Хакасия, Иркутская область, Хабаровский край, Камчатская область.
Среди наиболее важных и перспективных направлений научно-технической политики в области использования недревесных растительных ресурсов леса:
– формирование банка нормативных показателей для экономической (кадастровой) оценки продукции побочного лесопользования. Определенный опыт в этом направлении уже имеется (Русова, Шкунов и др., 2002);
– создание при территориальных органах МПР России маркетинговых центров по изучению спроса и предложения на недревесное сырье, как на внутреннем, так и внешнем рынке;
– организация крупных агрофирм, функциями которых в том числе была бы промышленная заготовка (закупка у населения, плантационное выращивание), первичная или глубокая переработка и целенаправленная реализация недревесного растительного сырья;
– координация научно-исследовательских работ с проработкой комплексных (межведомственных) тематик (Черкасов, Миронов и др., 2002).

Источник:
Современное состояние недревесных растительных ресурсов России (под ред. Т.Л. Егошиной. – Киров: ВНИИОЗ, 2003. – С. 18–22 (263 с.)

Другие статьи, рефераты