Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Экологический аудит: проблемы становления и развития в России

Авторы: Е. А. Вешкурцева

Решение таких проблем экологического аудита, как создание необходимой нормативно-правовой базы, создание независимой ассоциации профессиональных экоаудиторов, а также подготовка высококвалифицированных специалистов, позволит решить многие задачи: повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов, предотвращения развития локальных экологических проблем, создания информационной базы для развития других видов экологической деятельности и др.

Экологический аудит в России является новым направлением в практике природопользования, соответствующим переходному периоду экономики. Именно сейчас закладываются основы для дальнейшего развития отечественного экологического аудита. Принимая во внимание тот факт, что на Западе он начал развиваться раньше, чем в России, необходимо проанализировать зарубежный опыт в данной области. Также необходимо четко определить, какие задачи в России можно будет решить с помощью экологического аудита, и выявить причины, которые сдерживают дальнейшее развитие отечественного экологического аудита.
В промышленно развитых странах основные очевидные результаты в решении экологических проблем, в первую очередь на производственном уровне, связаны в последнее время с развитием таких негосударственных предпринимательских видов природоохранной деятельности, как экологическое аудирование и менеджмент (экоаудит и экоменеджмент). В ряде стран, начиная с 90-х гг., приняты базовые национальные стандарты в этой области. Одним из таких стандартов является британский стандарт BS7750. В апреле 1995 г. Европейский Союз принял пакет документов — стандарты серии ISO 14000, которые также способствуют развитию экоаудита и экоменеджмента в странах — членах ЕЭС.
В стандарте ISO 14050 дается следующее определение: экологический аудит (environmental audit) — систематический документально офформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса.
Г. П. Серов, профессор кафедры международного и экологического права Международного независимого эколого-политического университета, считает, что, несмотря на определенный опыт экологического аудирования. в настоящее время нет устоявшегося определения экологического аудита. Термин "аудирование", заимствованный из финансового лексикона, означает проверку счетов. В своей книге "Экологический аудит" Г.П. Серов дает наиболее употребляемые определения, используемые в зарубежной практике.
В материалах Всемирного банка используется определение: экологический аудит представляет собой методическое изучение экологической информации об организации, сооружении или объекте для выяснения того, в какой степени они соответствуют определенным критериям аудита. Критерии аудита, определяются причинами его проведения и поставленными задачами. Экологический аудит может рассматриваться в качестве "моментальной фотографии" экологической обстановки на аудируемом объекте.
Советом Европейского Сообщества введено определение: экологическое аудирование означает средство управления, представляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды с целями: облегчения контроля практики, воздействующей на окружающую среду; оценки согласованности деятельности компании с экополитикой.
Аудит в области окружающей среды — систематический документированный подтверждающий процесс объективного получения и оценки свидетельств аудита для определения соответствия или несоответвия критериям аудита специфической деятельности в области окружающей среды, событий, условий, систем управления или информации об этих предметах, делах, а также передача результатов этого процесса (ISO 14011: 1996.
Проверка (аудит) качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также внедрения мероприятий и их соответствие поставленным целям (ISO 8402: 1994).
Аудит по охране окружающей среды — исследования окружающей среды, проводимые для определения воздействия на окружающую среду и потенциальных обязательств, связанных с передачей собственности или последующей деятельностью. Он может проводиться в дополнение к экологической оценке того же проекта, например при приобретении действующего производства и финансировании расширения в рамках одного проекта (Европейский банк реконструкции и развития).
Экоаудит — инструмент управления, охватывающий систематическую документированную периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система, управление охраной окружающей среды, функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля за практической деятельностью в области охраны окружающей среды, а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям ("ICC Position Paper on Environmental Auiditing" 29 ноября 1988 г., Международная торговая палата).
Экологический аудит — систематическая документированная периодическая и объективная оценка регулируемыми субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями (Заявление о политике в области экоаудита, принятое Агентством по охране окружающей среды США 9 июля 1986 г.).
В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться. В настоящее время в нашей стране существует несколько документов, где упоминается экологический аудит. В частности:
— Постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности;
— Приказ Минприроды России "О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" от 18.06.1996 г. № 282 и Временный порядок организации и проведения лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (Приложение № 3 к Приказу Минприроды России от 18.06.1996 г. № 282): для проведения работ по экологическому аудиту необходимо получить лицензию на вид деятельности — "проведение экологического аудирования производств, предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства".
Следует отметить, что на федеральном уровне подготовлен раздел об экологическом аудите в проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" .
Приказом Госкомэкологии РФ от 16.10.1997 г. № 453 объявлено о создании Системы экологического аудирования (Минюстом РФ приказ не зарегистрирован). По состоянию на 01.09.1998 г. Госкомэкологией РФ подготовлены проекты постановлений Правительства РФ "О нормативных правовых актах по введению экологического аудирования в Российской Федерации" и "Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации". При этом используется отечественный опыт введения процедуры финансового аудита на территории Российской Федерации и зарубежный опыт экоаудита.
Отметим, что документы, обосновывающие экоаудит как вид деятельности и регламентирующие его проведение, пока существуют в виде проектов.
Упоминание об экологическом аудировании имеется также в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.
Приказом Минприроды от 23.01.1995 г. № 18 определена организация системы экологической сертификации, под которой понимается подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявленным к нему экологическим требованиям. В ее составе имеется эксперт-аудитор (экологический аудитор) — лицо, аттестованное на участие в аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров) сертификации, в контроле над их деятельностью, в испытаниях объектов сертификации, в подготовке документов по апелляциям.
В число принятых нормативных правовых актов входят:
— Временные правила выполнения работ и услуг экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе России (утверждены Минприроды и Минтрансом 15.04.1993 г.);
— Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе (утверждено Минприроды и Минтрансом 06.07.1993 г.).
В настоящее время деятельность по проведению экологического аудита, ее цели, задачи, объекты и само понятие экологического аудита не определены на уровне федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Вследствие этого в действующих подзаконных актах РФ экологический аудит определяется различными терминами, разные авторы ставят перед экологическим аудитом различные цели и задачи.
Проектом "Основных положений экологического аудирования в Российской Федерации" введены следующие определения:
— экологическое аудирование — один из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в РФ, подлежащий лицензированию;
— экологический аудит —- предпринимательская деятельность экологических аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и по выработке рекомендаций по снижению потенциально негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.
В Приказе Госкомэкологии России от 16.10.1997 г. № 453 "О системе экологического аудирования", предусматривающем практические шаги по ее созданию, даны следующие определения:
— экологический аудит — независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды требованиям действующего природоохранного законодательства, нормативных и правовых актов, методических и регламентирующих документов в области охраны окружающей среды и природопользования;
— экологическое аудирование — вид предпринимательской деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических и других мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экоаудита.
Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА — государственное учреждение при Министерстве природных ресурсов РФ, созданное 21.04.1994 г.), которое является официальным агентом Минприроды РФ по массовому распространению экологической информации, определяет понятие экологического аудирования как ревизию, оценку экологического риска, управленческий инструмент проведения нерегламентированной проверки предприятия изнутри и за его пределами с точки зрения наблюдения экологического законодательства и технических требований по защите окружающей среды. При этом в качестве синонимов понятия экологического аудирования РЭФИА указывает экологическую ревизию, экологический надзор, обзор окружающей среды, управление экологическим качеством, экологическую аттестацию.
В научных работах и публикациях по экоаудированию предлагаются иные определения.
И. Потравный, доктор экономических наук Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, считает, что наиболее удачным является определение экологического аудита как систематизированного, документированного процесса получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия определенным критериям с предоставлением результатов заказчику. Такими критериями могут быть количественные или качественные показатели (признаки), основанные на местных, региональных, национальных или международных экологических требованиях.
А. С. Шестаков, кандидат географических наук Института географии РАН, считает: экологический аудит — это исследование экологического состояния и статуса объекта собственности (недвижимости) или деятельности с целью выявления прошлых или существующих проблем и потенциальных экологических рисков и несоответствий деятельности требованиям экологического законодательства, регламентирующим данный вид деятельности.
С. В. Макаров (доцент кафедры промышленной экологии Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева) и Л. Б. Шагарова (ведущий специалист Управления государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России) считают, что в большинстве случаев под экологическим аудитом подразумеваются вневедомственная независимая квалифицированная оценка, анализ, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности.
Вопрос о том, чему уделить особое внимание при проведении экологического аудита, решается в зависимости от целей. Следует рассмотреть все возможные воздействия на окружающую среду. Приведем перечень областей, на которые аудитор должен обратить внимание при исследовании этих воздействий:
— загрязнение почв и грунтовых вод;
— выбросы в атмосферу;
— водопользование и очистка сточных вод;
— утилизация (захоронение) отходов;
— строительные материалы;
— здоровье и безопасность;
— опасные сырье и материалы;
— экологический менеджмент.
Практика эколого-аудиторских исследований особенно важна для нефте-газодобывающей промышленности, так как инвестиции должны непременно сопровождаться анализом состояния охраны окружающей среды на месторождениях. В этом случае необходима независимая аудиторская проверка состояния окружающей среды осуществляемая либо аудитором, работающим самостоятельно, либо аудиторской фирмой. Помимо оценки состояния окружающей среды, целью аудитора является помощь заказчику в улучшении экологической ситуации.
Следовательно, экологический аудит — не столько проверка работы и отчетности предприятий и организаций на предмет их соответствия действующему природоохранному законодательству (хотя это, как правило, неотъемлемая часть любой программы экологического аудита), сколько большой набор дополнительных аудиторских услуг, в частности консультационных. Основная цель оказания таких услуг — повышение эффективности внутренней системы экологического контроля и управления объекта аудирования, развитие системы экологического менеджмента и, в конечном счете, возможность получить дополнительную выгоду за счет экономии на штрафных санкциях и компенсационных платежах. Предоставление подобных услуг становится в последние годы преобладающим в деятельности многих аудиторских фирм.
До сих пор экологический аудит являлся добровольным или почти добровольным мероприятием (обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружащей среды и по своему характеру является государственным; государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности). Экологическое законодательство в Европе не требует проведения экологического аудита, но ситуация в этой области быстро меняется. В частности, добровольное проведение аудита, например, в управленческих системах становится все более важным для компаний, особенно когда этого требуют их клиенты. Как и в случае с системой стандартов экологического менеджмента ISO 9000, многие компании будут развивать системы экологических стандартов ISO 14000, чтобы подтвердить свою добросовестность в деле охраны окружающей среды.
Усиливается тенденция к обнародованию сведений о состоянии окружающей среды, по крайней мере в Европе. Привлечение независимых аудиторов для детального экологического аудита (вместо подготовки аудиторского заключения как внутреннего документа компании) повышает доверие к этому документу.
Заключения российских экологов-аудиторов в настоящее время используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной экологической политики и определения приоритетов природоохранной деятельности, что значительно ограничивает потенциальные возможности использования экологического аудита. Вот некоторые из этих возможностей:
— технические возможности использования результатов экологического
аудита;
— идентификация ранее не учтенных источников воздействия на окружающую среду и отходов;
— оптимизация потребления ресурсов;
— обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;
— появление дополнительной продукции, услуг, вторичного сырья и энергетических ресурсов;
— обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий.
Экономические возможности использования результатов экологического аудита:
— оценка дополнительных капитальных и производственных затрат по вариантам решений и срокам их окупаемости:
— определение вероятных источников финансирования (долевого участия предприятий в строительстве или реконструкции очистных сооружений и систем размещения и удаления отходов);
— изменение платежей за выбросы и сбросы и размещение отходов, за использование природных ресурсов, за сбросы в городскую канализацию;
— возможное уменьшение или исключение существующих и снижение риска возникновения дополнительных штрафных санкций и эколого-экономической ответственности (возмещение ущербов);
— определение дополнительных затрат на развитие системы мониторинга и производственного экологического контроля;
— изменение затрат на эксплуатацию систем регулирования воздействия на окружающую среду (например отказ от использования опасных веществ);
— изменение затрат и возможная прибыль, связанные с появлением дополнительной продукции [10].
Отсутствие государственного регулирования экологического аудита в России не позволяет государству применять возможности экологического аудита, в частности, с целью оценки финансовых рисков.
20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологическое аудирование имеет смысл, если оно проводится, прежде всего, как добровольная не государственная деятельность ("инициативный аудит"). Проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.
Задачи, которые решаются в процессе программ аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.
По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:
— разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и, соответственно, уменьшения отрицательного воздействия на природу;
— обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;
— предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;
— инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т. п.
Повышение эффективности природоохранной деятельности на конкретной территории за счет внедрения унифицированных правил и методов экологического аудита, обеспечивающих независимый всесторонний контроль и анализ возде

Другие статьи, рефераты