Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Потенциальный риск радиоактивного загрязнения северо-западного региона России

Проведен анализ и дана оценка радиационной обстановки в Северо-Западном регионе России, сформулирован перечень основных мероприятий по сокращению и предотвращению опасных радиационных воздействий в регионе.
Ключевые слова: потенциальные источники ядерной и радиационной опасности, инфраструктура по их обслуживанию; радиационный риск, зона риска, радиоэкологические проблемы, защитные мероприятия.

Северо-Западный регион (СЗР), как никакой другой регион Земного шара, насыщен промышленными, оборонными и народнохозяйственными предприятиями и объектами, являющимися потенциальным источником ядерной и радиационной опасности. Их общее число приближается к десяти тысячам, причем не менее трети из них выполняют работы, связанные с Военно-промышленным комплексом.
Санкт-Петербург и Ленинградская область занимают первое место в СЗР России по количеству жителей, плотности населения, суммарной мощности действующих ядерных реакторов и количеству используемых источников ионизирующего изучения.
Нынешнее общее экологическое неблагополучие Балтийского моря связано со сбросами в его воды промышленных отходов девяти стран и наличием на побережье развитой ядерной энергетики. Большое влияние на общую экологическую обстановку СЗР оказывают ядерно- и радиационноопасные объекты соседних государств, расположенных в бассейне Балтийского моря.
На территории СЗР сосредоточено большое количество предприятий, использующих радиоактивные материалы. Это Ленинградская (4 блока с реакторами РБМК-1000) и Кольская АЭС (4 блока с реакторами ВВЭР-440), судостроительные и судоремонтные заводы (~70%) по строительству и ремонту кораблей и судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), атомный ледокольный флот, Северный ВМФ (на котором более 60% всех кораблей с ЯЭУ, несущих ядерное оружие) и инфраструктура по их обслуживанию, около 4 тысяч предприятий, использующих в технологических целях радиоактивные вещества (РВ) и другие ИМИ.
Объекты и инфраструктура атомного флота включает в свой состав, в первую очередь, АПЛ и надводные корабли, атомные ледоколы, лихтеровоз, суда атомно-технологического обслуживания, а также пункты базирования флота, береговые и плавучие технические базы, базы технического имущества, временные пункты перевалки отработавшего (облученного) ядерного топлива (ОЯТ) и пункты базирования АПЛ отстоя и утилизации.
К источникам потенциальной опасности радиоактивного загрязнения окружающей среды (РЗ ОС) относятся: испытания ядерного оружия (ЯО) на Новой Земле; подземные ядерные взрывы в "мирных" целях; пункты захоронения радиоактивных отходов (РАО); затонувшие атомные корабли и РАО на дне Карского и Баренцева морей; последствия выпадения радиоактивных осадков после аварии на ЧАЭС и транспортирование радиационноопасных грузов.
В этот список следует внести и предприятия, которые своей деятельностью также оказывают неблагоприятное влияние на радиационную обстановку в регионе, так как радиоактивные продукты их деятельности поступают по северным рекам в моря Арктического бассейна. К ним относятся: Сибирский химический комбинат, расположенный в районе г. Томска, производственное объединение "Маяк" на Южном Урале и Красноярский горно-химический комбинат вблизи г. Красноярска.
Детальный обзор радиологической ситуации приводит к очевидному заключению о масштабности проблемы. В результате анализа и оценки радиационной обстановки в СЗР можно сделать вывод, что этот регион характеризуется повышенным уровнем всех факторов радиационного риска, как природных, так и техногенных. В настоящее время отдельные территории Арктического региона относятся к числу экологически неблагоприятных.
В регионе имеются районы с повышенной опасностью ионизирующего облучения. К ним относятся: полоса Балтийско-Ладожского глинта (с выходом на поверхность диктионемовых сланцев), Медвежьегорский район Карелии (на большинстве обследованных рудников и шахт Карелии выявлены высокие значения эквивалентной равновесной объемной активности радона — до 2500 Бк/м3), две АЭС (Кольская и Ленинградская), бывший Новоземель-ский ядерный полигон (в 1957-1990 гг. проведено 132 взрыва: 87 воздушных, 3 подводных, 42 подземных), архипелаг Новая Земля и прилегающая акватория — район сброса и захоронения РАО и вышедших из строя АПЛ — ареал очень острой экологической ситуации и опасности для человека, биологических ресурсов моря и суши в связи с РЗ ОС, участки выпадения радионуклидов после Чернобыльской катастрофы (в Ленинградской, Новгородской области и Карелии).
На Кольском полуострове находятся базы АПЛ (в 1992 г. их здесь базировалось 116), в Мурманске базируются 7 атомных ледоколов. На борту ледоколов неоднократно возникали пожары, инциденты и ядерно-опасные ситуации. Так, в феврале 1965 г. произошла авария на реакторе № 2 АЛ "Ленин", 11.11.88 г. в результате неправильных действий персонала реактор АЛ "Россия" оставался без охлаждения в течение 4-х мин, произошло срабатывание аварийной защиты. Ледокол стоял у причала РТП "Атомфлот".
25.01.93 г. в реакторном отсеке АЛ "Арктика" было зафиксировано превышение содержания радиоактивных газов. Ледокол находился в Карском море. За время инцидента (3 сут) произошел выброс короткоживущих изотопов общей активностью 55 ГБк (1,5 Ки).
В 1992 г. на атомных судах зафиксировано 12 случаев срабатывания аварийной защиты и 7 случаев экстренного снижения мощности, из них 68% вызваны ошибочными действиями персонала ядерных паропроизводительных установок.
Повышенная радиоактивная опасность сохраняется в поселке Водный (Республика Коми) в пределах бывшего радиевого завода. Несмотря на то, что значительная часть РЗ локализована и дезактивирована за прошедшие 40 лет, здесь имеются участки, где нельзя находиться людям.
Очень острая экологическая ситуация сложилась на Кольском полуострове (Левозерский и Ковдорский горно-обогатительные комбинаты), где высокая концентрация промышленности (горные разработки, цветная металлургия, машиностроение) приводит к быстро прогрессирующему ухудшению качества среды и негативному воздействию на здоровье населения, поскольку содержание РВ в руде, полупродуктах и готовой продукции находится вблизи нижней границы интервала активностей, требующих специальной организации работ.
На территории Псковской области и Республики Карелия нет радиационных объектов, но соседство Псковской области с Игналинской АЭС в Литве, а Республики Карелия с АЭС, расположенной в Финляндии (г. Ловиса), могут создать для них угрозу радиационной опасности.
В целом СЭР можно отнести к району повышенной опасности воздействия поражающих факторов на население и ОС при авариях на потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций (ЧС) и опасных природных явлениях.
В СЗР в зонах возможного поражения (зонах риска) проживает около 8,5 млн. человек, что составляет 54% населения региона.
Исходя из наличия источников ЧС и расчетных показателей возможных потерь населения на территории региона подвергаются:
• радиационной опасности — в Мурманской области — 300 тыс. жителей (26%), в Ленинградской области — 150 тыс. жителей (8%) населения;
• опасности химического заражения — в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге ~4,5 млн. жителей (68%), в Архангельской области — 500 тыс. жителей (30%), Новгородская область — 250 тыс. жителей (33%), Вологодская область — 480 тыс. жителей (35%), Псковской области — 280 тыс. жителей (33%), Калининградская область — 360 тыс. жителей (40%), республика Карелия — 120 тыс. жителей (15%), Мурманская область — 290 тыс. жителей (25%).
Таким образом, в зонах радиационной опасности размещено 450 тыс. жителей (3%), а в зонах возможного химического заражения проживает 6700 тыс. чел. (42% всего населения региона).
Несмотря на существующий широкий спектр и масштабность радиоэкологических проблем, все они разрешимы. Очередность решения определяется органами Госатомнадзора и Госсанэпиднадзора в зависимости от степени угрозы здоровью населения.
Основными проблемными вопросами в области предотвращения РЗ ОС при эксплуатации ядерно-радиационных объектов являются:
• ускорение темпов выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ и обеспечение безопасного обращения с ним;
• планомерный и организованный вывоз ОЯТ;
• полная утилизация выведенных из эксплуатации АПЛ и разделка реакторных отсеков с выгруженным ОЯТ;
• захоронение аварийных реакторных отсеков с невыгруженным ОЯТ;
• выгрузка ОЯТ из плавучих и береговых радиационноопасных хранилищ;
• реабилитация территории и дезактивация сооружений на БТБ ВМФ;
• прекращение закачки ЖРО в глубоко залегающие пласты-коллекторы;
• прекращение сброса РАО в открытые водоемы, моря, хвостохранилища, шламонакопители;
• обеспечение всех видов безопасности (радиационной, ядерной, взрыво-, пожароопасности, живучести и непотопляемости) при содержании АПЛ в отстое;
• создание инфраструктуры по обращению с РАО и ОЯТ, в том числе хранилищ реакторных отсеков;
• создание установок отверждения ЖРО;
• строительство долговременных хранилищ или региональных могильников РАО;
• ликвидация существующих бассейнов, шламоотстойников, хвостохранилищ объектов ядерно-топливного цикла, несанкционированных пунктов захоронения РАО и рекультивация радиационно-загрязненных территорий;
• повышение эффективности очистки газовых выбросов;
• внедрение комплексной системы обезвреживания сбросных вод;
• внедрение комплексной системы обезвреживания сбросных вод;
• создание системы замкнутого водооборота с утилизацией химреактивов.
С целью сохранения здоровья, уменьшения риска и тяжести заболеваний, социально-психологической реабилитации населения на территориях радиационно-экологической опасности представляется необходимым:
• проведение полного, детального обследования территории с целью выявления и локализации опасных в радиационном отношении участков;
• постоянный мониторинг радиационной обстановки;
• регулярный медицинский и дозиметрический контроль, адекватное степени опасности медицинское обслуживание населения;
• введение Российского государственного медико-дозиметрического регистра лиц, проживающих на территориях радиационно-экологической опасности или принимавших участие в ликвидации последствий радиационной аварии;
• комплекс организационно-технических мероприятий по снижению внутреннего и внешнего облучения населения;
• предотвращение роста миграции радионуклидов в места проживания и трудовой деятельности людей;
• дезактивация участков наиболее экологически опасных территорий;
• оптимизация количества персонала в зонах отчуждения;
• реализация программы "Радоновая проблема";
• повышение образовательного уровня по проблеме радиационной безопасности, введение в образовательные программы школ, средних и высших учебных заведений тем по радиационной и экологической безопасности;
• информирование населения в прессе и других средствах массовой информации о состоянии радиационной обстановки в регионе в целом и в отдельных районах;
• разработка карты риска в радиационном отношении по областям в масштабе 1:50000;
• компенсация вреда обеспечением чистыми продуктами питания и адекватным повышением уровня и здорового образа жизни.
Характер конкретных мер должен быть установлен Правительством Российской Федерации, исходя из наличия источников радиационной и ядерной опасности для населения.

Другие статьи, рефераты