Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях
Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях техногенного характера обычно рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предотвращение или снижение ущерба от поражающих факторов аварий. При этом эффективность действия в период развития чрезвычайных ситуаций определяется готовностью персонала организации, эксплуатирующей опасный объект, к локализации аварии, особенно на начальных стадиях ее развития, наличием и готовностью специальных сил и средств для ликвидации аварий, готовностью органов власти и проживающего вблизи населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций большого масштаба. Отсюда непосредственно следует вывод о необходимости разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях различного уровня, которые по возможности определяли бы пути решения возникающих в кризисный период вопросов, начиная с порядка взаимодействия различных структур, занятых в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и заканчивая действиями конкретных субъектов, которые могут быть вовлечены в чрезвычайную ситуацию. Ясно, что качественная разработка планов действия в чрезвычайных ситуациях, в качестве которых в учебном пособии рассматриваются аварии в нефтегазовом комплексе, возможна только при наличии ясного понимания природы аварий и возможности прогнозирования путей их развития и возможных последствий. Анализу путей развития аварий в нефтегазовом комплексе и прогнозированию их последствий и посвящена основная часть материалов учебного пособия.
В качестве основной методологии прогнозирования путей развития аварий и их последствий рассмотрена методология анализа риска. В учебном пособии излагаются основные методы анализа риска, позволяющие, по существу, ответить на три основные вопроса этой методологии: "Что плохого может произойти?", "Как часто это может произойти?", "Какие могут быть последствия?". При этом основной упор в изложении делается на получение количественного ответа на эти вопросы.
В учебном пособии представлены некоторые статистические данные и основные методы, позволяющие оценить вероятность нежелательных событий.
Сам аварийный процесс рассматривается как последовательность физических и химических процессов, включающих разрушение контайнементов, выброс опасных веществ, дисперсию опасных веществ в окружающей среде, процессы горения и взрыва, формирование поражающих факторов и их воздействие на окружающую среду.
Каждый из этих процессов, рассматриваемых как стадии аварии, — это, с точки зрения прогноза, иногда сложное, иногда не очень, явление, описанием которого в каждом случае занимается отдельное направление в науке. Как правило, решение задач по описанию стадий развития аварий связано с численным решением систем уравнений, принятых для описания разрабатываемых моделей. Рассмотрение всех возможных моделей и решений по своему объему далеко выходит за рамки учебного пособия. Поэтому в нем, по возможности, представлены основные физические особенности явлений, являющиеся важными с точки зрения развития аварий. Кроме того, следуя основной цели учебного пособия — научить количественно оценивать опасности, связанные с техногенной деятельностью, для каждого явления мы предлагаем методы, позволяющие хотя бы приблизительно оценить его последствия. При этом, в соответствии с общепринятыми принципами оценки опасности, предложенные методы дают консервативную оценку, т. е. рассматривают самые неблагоприятные ситуации. Приведенные методы не являются единственными или лучшими, они просто дают возможность, практически не прибегая к другим источникам, проводить анализ до конца, имея в виду получение численных значений параметров, характеризующих опасность.
Каждый раздел учебного пособия, посвященный рассмотрению, моделированию и количественной оценке аварийных явлений, содержит описание конкретных катастроф, которые, с одной стороны, дают представления о реальности рассматриваемых событий, а с другой, позволяют самостоятельно оценить адекватность результатов моделирования и расчета описываемым явлениям.
В последней главе учебного пособия рассмотрены вопросы безопасности нефтегазодобычи на континентальном шельфе и в качестве примера применения методологии риск-анализа с любезного разрешения компании "Сахалин Энерджи" представлены результаты анализа опасностей и риска платформы "Моликпак".
Кроме вопросов прогнозирования путей протекания, частоты и последствий техногенных аварий и катастроф и разработки на их основе планов действий в чрезвычайных ситуациях, в учебном пособии излагаются также основные пути предупреждения аварий в промышленности в соответствии с принципами Директивы Севезо, а также вопросы организации и функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Такой подход, на наш взгляд, позволяет прошедшим курс обучения по данной дисциплине количественно оценивать угрозы для окружающей среды, связанные с эксплуатацией каждого конкретного объекта, и получить ясное представление о методах защиты окружающей среды от возможного действия поражающих факторов техногенных аварий и катастроф.
В учебном пособии отсутствует нумерация приведенных расчетных уравнений и формул. Это объясняется тем, что протекающие последовательно стадии аварийного процесса рассматриваются практически как самостоятельные явления, модели которых описываются независимыми системами уравнений. Поскольку перекрестные ссылки на уравнения из различных разделов в учебном пособии отсутствуют, отпадает надобность в их нумерации. Кроме того, используемые уравнения взяты из различных источников, чаще всего — нормативных документов, и в них по возможности сохранены обозначения и единицы измерения, принятые в этих документах. Это позволяет читателям воспринимать используемые уравнения в наиболее привычном виде, хотя и затрудняет восприятие учебного пособия в едином виде. Авторы пошли на это, надеясь, что использование расчетных формул в привычном виде облегчит решение практических задач — получения количественных характеристик опасности объекта.
В качестве основной методологии прогнозирования путей развития аварий и их последствий рассмотрена методология анализа риска. В учебном пособии излагаются основные методы анализа риска, позволяющие, по существу, ответить на три основные вопроса этой методологии: "Что плохого может произойти?", "Как часто это может произойти?", "Какие могут быть последствия?". При этом основной упор в изложении делается на получение количественного ответа на эти вопросы.
В учебном пособии представлены некоторые статистические данные и основные методы, позволяющие оценить вероятность нежелательных событий.
Сам аварийный процесс рассматривается как последовательность физических и химических процессов, включающих разрушение контайнементов, выброс опасных веществ, дисперсию опасных веществ в окружающей среде, процессы горения и взрыва, формирование поражающих факторов и их воздействие на окружающую среду.
Каждый из этих процессов, рассматриваемых как стадии аварии, — это, с точки зрения прогноза, иногда сложное, иногда не очень, явление, описанием которого в каждом случае занимается отдельное направление в науке. Как правило, решение задач по описанию стадий развития аварий связано с численным решением систем уравнений, принятых для описания разрабатываемых моделей. Рассмотрение всех возможных моделей и решений по своему объему далеко выходит за рамки учебного пособия. Поэтому в нем, по возможности, представлены основные физические особенности явлений, являющиеся важными с точки зрения развития аварий. Кроме того, следуя основной цели учебного пособия — научить количественно оценивать опасности, связанные с техногенной деятельностью, для каждого явления мы предлагаем методы, позволяющие хотя бы приблизительно оценить его последствия. При этом, в соответствии с общепринятыми принципами оценки опасности, предложенные методы дают консервативную оценку, т. е. рассматривают самые неблагоприятные ситуации. Приведенные методы не являются единственными или лучшими, они просто дают возможность, практически не прибегая к другим источникам, проводить анализ до конца, имея в виду получение численных значений параметров, характеризующих опасность.
Каждый раздел учебного пособия, посвященный рассмотрению, моделированию и количественной оценке аварийных явлений, содержит описание конкретных катастроф, которые, с одной стороны, дают представления о реальности рассматриваемых событий, а с другой, позволяют самостоятельно оценить адекватность результатов моделирования и расчета описываемым явлениям.
В последней главе учебного пособия рассмотрены вопросы безопасности нефтегазодобычи на континентальном шельфе и в качестве примера применения методологии риск-анализа с любезного разрешения компании "Сахалин Энерджи" представлены результаты анализа опасностей и риска платформы "Моликпак".
Кроме вопросов прогнозирования путей протекания, частоты и последствий техногенных аварий и катастроф и разработки на их основе планов действий в чрезвычайных ситуациях, в учебном пособии излагаются также основные пути предупреждения аварий в промышленности в соответствии с принципами Директивы Севезо, а также вопросы организации и функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Такой подход, на наш взгляд, позволяет прошедшим курс обучения по данной дисциплине количественно оценивать угрозы для окружающей среды, связанные с эксплуатацией каждого конкретного объекта, и получить ясное представление о методах защиты окружающей среды от возможного действия поражающих факторов техногенных аварий и катастроф.
В учебном пособии отсутствует нумерация приведенных расчетных уравнений и формул. Это объясняется тем, что протекающие последовательно стадии аварийного процесса рассматриваются практически как самостоятельные явления, модели которых описываются независимыми системами уравнений. Поскольку перекрестные ссылки на уравнения из различных разделов в учебном пособии отсутствуют, отпадает надобность в их нумерации. Кроме того, используемые уравнения взяты из различных источников, чаще всего — нормативных документов, и в них по возможности сохранены обозначения и единицы измерения, принятые в этих документах. Это позволяет читателям воспринимать используемые уравнения в наиболее привычном виде, хотя и затрудняет восприятие учебного пособия в едином виде. Авторы пошли на это, надеясь, что использование расчетных формул в привычном виде облегчит решение практических задач — получения количественных характеристик опасности объекта.