Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Плата за природные ресурсы, сущность, стимулирующая функция

В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается по показателям прибыльности и рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто порождает бесхозяйствен-ное отношение к ним. До настоящего времени практически нет пла¬тежей за природные ре-сурсы, исключение составляет плата за забираемую воду для промышленных целей, попен-ная плата при отпуске лесозаготовителям запасов леса. В горнодобывающей промышленно-сти для частичного погашение затрат на геолого¬разведочные работы установлены ставки возмещения затрат на эти работы, которые можно рассматривать как разновидность платы за природные ресурсы. При этом по большинству полезных ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на ге¬ологоразведочные работы.
Проведение геологоразведочных работ, строительство и эксплуатация горного предпри-ятия возможны лишь при условии предоставления специализированным организациям и предприяти¬ям отвода земельных участков. В настоящее время порядок установления ком-пенсационных выплат регламентируется поста¬новлением "О возмещении убытков земле-пользователям от потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для госу-дарственных или общественных нужд". В нем указывается, что предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и несельскохозяйственных нужд земель-ные участки, за сельскохозяйственными угодьями, возмещают (поми¬мо возмещения убытков землепользователям) потери сельскохо¬зяйственного производства, связанные с изъятием этих участ¬ков в размере стоимости освоения равновеликой площади земель с учетом прове-дения работ на вновь осваиваемых землях: ме¬роприятий по их окультуриванию и повыше-нию плодородности почв.
В компенсационных ставках не учитываются потери, возни¬кающие при изъятии земель-ных участков в других сферах народ¬ного хозяйства (затрат, связанных с воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и др.).
В основе установления всех этих платежей (кроме про¬центной ставки) лежит "затрат-ный" метод, т. е. принцип восполнения затрат государства на воспроизводство соответст-вующих природных ресурсов. Это позволяет уловить лишь часть приносимой дифференци-альной ренты (издержек их замеще¬ния).
Один из главных принципов начального этапа рыночной системы - равные условия ра-боты для всех предприятий, раз¬личающихся географическим положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, опреде-ляющих уровень производства, приводит к раз¬личным трудовым и материальным затратам на производство про¬дукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.
Таким образом, рентабельность и возможность самофи¬нансирования предприятий зави-сит от объективных (природ¬но-географических) и субъективных факторов, характеризую¬щихся уровнем общественного развития (спросом на продукцию, объемы производства про-дукции, уровень технического оснаще¬ния, уровень технологии и т. д.). В этих условиях не-обходи¬мо решить проблему устранения влияния природных факторов на показатели пред-приятия, чтобы гарантировать им равные эконо¬мические возможности социального и техни-ческого развития. Однако в промышленности нет единой системы учета и оценки природно-го фактора, позволяющей методически правильно изы¬мать у "привилегированных" предпри-ятий дифференциальную рен¬ту, в результате устойчивых и значительных дифференцирова-ний индивидуальных издержек, обусловленных различными природ¬но-географических усло-виями производства.
Кроме рассмотренных природных ресурсов имеется некото¬рое количество природных ресурсов, используемых предприятия¬ми и организациями бесплатно. К ним относятся сель-скохо¬зяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда как место для размещения производственных отходов и др.
Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.
Для реализации такого подхода необходимо решить следую¬щие задачи: преодолеть за-ниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей с целью регули¬рования ресурсосбережения в народном хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осущест-вить выравнивание усло¬вий хозяйствования при формировании хозрасчетного дохода нор-мально работающих предприятий, использующих природные ресурсы разного качества и ме-стоположения.
Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаи¬моотношений государства и хозрасчетного предприятия по пово¬ду конкретного природного фактора. Цель ее введения заключа¬ется в создании экономических условий для функционирования отдельных предпри-ятий природоэксплуатирующих отраслей и сти¬мулирование рационального использования природных ресурсов, т. е. создание такого механизма экономического стимулирова¬ния их использования, который обеспечит повышение эффектив¬ности всего общественного произ-водства путем перехода на ин¬тенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости нацио-наль¬ного дохода.
Платежи предприятий за использование природных ресурсов, устанавливаемые на осно-ве дифференциальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долго-вре¬менного действия, характеризующие доход, получаемый предпри¬ятием на основе исполь-зования им природных богатств находя¬щихся в государственной собственности.
В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предпри-ятия, а путем использования предоставленного ему природного источника повышенной про-дук¬тивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и об-щегосударственные цели.
Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе на охрану и вос-становление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий рентных доходов че-рез систему платежей за природопользование реализуется госу¬дарственная форма собствен-ности на природные ресурсы и сво¬евременно обеспечивается выравнивание условий хозяй-ствования предприятий, использующих природные ресурсы разного бо¬гатства и местополо-жения.
В экономической литературе рекомендуется определять до¬полнительный доход (диффе-ренциальную ренту) от использования природного ресурса данного качества, местоположе-ния и про¬дуктивности (ценности), одним из двух способов: как разность между оптовой це-ной продукции и нормальными затратами на ее получение при использовании данного при-родного ресурса; ве¬личиной общественно необходимых затрат, требуемых для восп¬роизводства полезного результата, приносимого данным природ¬ным ресурсом, по мере его исчерпания или истощения.
На основе этих способов определения дифференциальной ренты предложены конкрет-ные методы установления ставок пла¬тежей за природопользование, учитывающие специфи-ку отдельных видов природных ресурсов.
Исходя из роли в обеспечении производственного процесса, предлагается разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на две группы: природные ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы.
Для промышленных предприятий к природным ресурсам уни¬версального назначения от-носятся водные ресурсы и прилегающие территории, используемые для размещения в них отходов производства.
Природные ресурсы специализированного назначения используются при получении конкретных видов продукции огра¬ниченным кругом отраслей, специализированных на про-изводстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные ископае¬мые по их видам, служащие материальной основой промышлен¬ности, сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.
Для природных ресурсов универсального назначения диффе¬ренциальную ренту и соот-ветственно платежи за их использова¬ние целесообразно устанавливать в виде издержек за-мещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства соответствующими видами ресурсов. Например, диф-ференцированные по районам и качественным характеристикам республик нормати¬вы на ос-воение новых земель, увеличение водоотстоя, нормативы затрат на охрану окружающей сре-ды и т. п.
Установление платежей за природные ресурсы универсаль¬ного назначения должно предшествовать разработке прейскуран¬тов новых цен, поскольку плата за эти виды ресурсов учитыва¬ется при формировании цен практически на все эти виды про¬дукции и услуг и вклю-чается в себестоимость их производства.
При разработке системы платежей за специализированные виды природных ресурсов со-храняются платежи, обеспечивающие формирование фондов воспроизводства этих ресурсов в необхо¬димых случаях вводятся рентные платежи из прибыли предприя¬тий, эксплуатирую-щих специализированные природные источники.
В основе формирования платежей за воспроизводство при¬родных ресурсов лежат сле-дующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально возможный полный возврат на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе не¬обходимо ввести также платежи при использова-нии сельскохо¬зяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнова¬ний на их ка-чественное улучшение и охрану); источником воз¬мещения затрат на воспроизводство при-родных ресурсов явля¬ется приносимая ими дифференциальная рента.
При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний уровень оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум для формирования цены воспроизводства данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произве¬денной (добываемой) продукции данного вида. Необходи-мая сум¬ма в целом по отрасли (подотрасли) должна быть включена в проектируемый уро-вень цены. При этом ее распределение предп¬риятиям-производителям следует не включать в нормативную се¬бестоимость, как это делалось ранее, а определять по предп¬риятиям пропор-ционально образующемуся у них дифференциально¬му рентному доходу. В этих условиях предприятия, использую¬щие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей за их воспроиз¬водство с перераспределением "недобираемой" части фонда на предприятия, использующие относительно лучшие источни-ки при¬родных ресурсов.
Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых, необходимо начинать определение платежей за воспро¬изводство природных ресурсов с сопоставления расчетной вы¬ручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых це-нах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему норма-тивных накоплений. В величину нормативных накоплений включают все удорожания (уде-шевления) в установленном порядке, а также проектируемые плата за природные ресурсы универсального наз¬начения, кроме платежей за воспроизводство соответствующего специа-лизированного ресурса.
Если размер дифференциального дохода от эксплуатации данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотрен¬ный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство на величину разницы дол-жен быть повышен проектируемый средний уровень цены.
Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен (расчетной выручки от реализации) по од¬ному виду минерально-сырьевого ресурса сумму, включаю-щую нормативные затраты на добычу данного вида минерально-сырьевого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспро¬изводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учиты-ваемые в цене.
При необходимости установления требуемых ценовых про¬порций между взаимозаме-няемыми видами минерально-сырьевых ресурсов и стимулирования ресурсосбережения про-ектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по сравнению с ее нижним преде-лом. В этом случае возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный и региональные бюджеты в форме платежей из при¬были природоэксплуатирующих предприятий.
Рентные платежи по своей экономической пользе представ¬ляют собой форму изъятия у предприятий дифференциальной рен¬ты, которая образуется в результате устойчивых и не-значи¬тельных колебаний индивидуальных издержек, объясняемых раз¬личиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий, природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соот¬ветствующих предприятий (групп) при установленном уровне оп¬товых (закупочных) платежей за универ-сальные природные ресурсы и платежей за воспроизводство специализированных природ-ных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более бла-гоприятных природных источников.
Таким образом, в систему платежей за использование при¬родных ресурсов включаются три их вида: платежи за использо¬вание природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоп¬риятных видов специализированных ресурсов.
Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило из расчета на единицу расхо-дуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.
Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов (в пределах установ-ленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за на-рушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

Другие статьи, рефераты