Японские учёные открыли механизм, который поможет защитить клетки

23 июня 2022 года | Япония

Рубрика: Компании, производства

Зимой 2021 года японские учёные открыли механизм, при помощи которого становится возможным избавиться от так называемых стареющих клеток организма, подобрав для этого эффективное лекарство.

Японские учёные из Токийского университета придумали, как остановить старение организма. Возрастное ослабление функций организма, как известно, связано с тем, что в органах накапливаются клетки, запускающие системные воспалительные процессы. Одним из видов клеток, которые провоцируют воспаление, являются так называемые стареющие клетки. Клетки могут делиться только определённое количество раз, после чего этот процесс прекращается, но это может произойти и в результате повреждения ДНК, окислительного стресса или других факторов. Стареющие клетки утрачивают способность делиться, накапливаются в организме и вызывают воспаление и старение.

Если удалить из организма эти клетки, можно будет остановить спровоцированные ими воспалительные процессы и добиться существенного улучшения симптомов старения, считают японские учёные. Они стали изучать, за счёт чего такие клетки более не могут размножаться и превращаются в стареющие клетки, и выявили молекулярный механизм. После этого они состарили клетку — создали специальную клетку с общими для всех стареющих клеток свойствами и стали искать то, что убивало бы только эти клетки.

В итоге выяснилось, что для стареющей клетки жизненно важен фермент GLS1, тесно связанный с процессом метаболизма глутамина. Оказалось, что стареющая клетка нуждается в этом ферменте, чтобы выжить. Это происходит за счёт того, что лизосомы в стареющей клетке перестают работать и наполняющая их кислая среда проникает в клетку, создавая угрозу для её существования. Чтобы выжить и нейтрализовать кислую среду, клетка нуждается в аммиаке, который получается при превращении глутамина в глутаминовую кислоту, то есть при процессе, в котором необходим фермент GLS1.

Не только старые клетки, но и любые другие, где белок не удаётся разрушить и избавиться от него, становятся клетками, провоцирующими воспаление. У всех этих клеток выживание зависит от GLS1 — фермента, превращающего глутамин в глутаминовую кислоту. Поэтому, если использовать его ингибитор, можно уничтожить все клетки, провоцирующие воспаление, включая стареющие клетки. В качестве ингибитора решили использовать препарат, который уже существует и проходит клинические испытания в качестве лекарства от некоторых видов рака, рост клеток которого тоже зависит от GLS1. Его успешно испытали на мышах.

Эксперименты показали не только «омоложение» внутренних органов, но и укрепление всего организма. Если в ходе клинических экспериментов будет доказана безопасность препарата для человека, то станет возможным сначала его применение для людей с прогерией — синдромом преждевременного старения, считают японцы. Далее возможно его использование для тех, кто из-за возрастного ослабления мышц не может вести обычный образ жизни, а также для пациентов, у которых отказали почки и кому необходим диализ. В случае успеха можно будет добиться увеличения продолжительности жизни и сокращения разрыва между общей продолжительностью жизни и здоровым состоянием человека.

Компании, производства — последние новости