Экология / Новости

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться в новостную ленту

Санкт-Петербург: рециклинг зациклился

16 января 2008 года | Россия, Санкт-Петербург

Рубрика: Отходы, мусор, свалки

Бизнес готов избавить город от мусора, но сначала власти Петербурга должны разработать для предпринимателей «правила игры». Пока же организации, занимающиеся переработкой отходов, сталкиваются с извечными проблемами: длительный процесс получения лицензий на право деятельности, отсутствие льгот на аренду земельных участков и несовершенное законодательство. Кроме того, в бюджетных закупках не учитывается возможность использования вторсырья. Тем временем в городе и его окрестностях множатся свалки, а полигоны для утилизации мусора превращаются в замедленную экологическую бомбу.

Об этих и других проблемах шла речь на встрече руководителей предприятий, работающих в области обращения отходов производства и потребления, с председателем комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексеем Сергеевым. Глава КЭРППиТ, по его же словам, выступал на заседании «как разведчик» - больше слушал и делал выводы. О своих проблемах «слово держали» представители компаний-переработчиков мусора.

По словам исполнительного директора Санкт-Петербургской Ассоциации рециклинга Вячеслава Прохорова, за последние десять лет объем отходов в Петербурге вырос в несколько раз. Ведущее место принадлежит строительной отрасли — около 80 процентов стихийных свалок образуется именно благодаря ей. Ежегодно количество стройотходов увеличивается на 20-30 процентов. По разным данным, это 1-3 миллиона тонн мусора в год. Из них только 10 процентов подвергается переработке. И это по оптимистичным оценкам.

Для сравнения: в Европе обработке подвергается 1 миллиард тонн отходов строительной деятельности. Даже в небольших по своим масштабам Нидерландах рециклингом заняты 50 стационарных заводов. Петербург, как считают специалисты, уступать в этом плане не должен.

Еще одна проблема — рециклинг автомобилей и их комплектующих. Сегодня брошенные авто занимают площадь около 50 тысяч квадратных метров. Это примерно 80 тысяч машин. Затраты городского бюджета на утилизацию подобного вида «мусора» составляют 50 миллионов рублей. Сейчас эту проблему пытаются решить путем достижения компромисса интересов предприятий-переработчиков и автовладельцев, а также подбором технических площадок для автоотходов.

Последнее, как оказалось, довольно проблематично. Для подержанных авто и старых запчастей еще в 2005 году собирались выделить два участка — во Фрунзенском и Невском районах. Однако удалось «пробить» только одну площадку в Невском районе - площадью 5 тысяч квадратных метров со сроком аренды на 3 года. Но и тут процесс застопорился из-за комитета по градостроительству, который не подписал необходимые для организации техплощадки документы.

Сложно заполучить предприятиям, желающим избавить город от мусора, и лицензию на право этой самой деятельности. Если предполагается, что документ более-менее реально получить за полгода, то на самом деле у компаний на это уходит до двух лет. Как тут не устать бороться за чистоту города.

Да и самим предприятиям довольно тяжело на пути становления. В среднем их строительство должно окупаться за 2-3 года, а рентабельность составлять 30 процентов. На практике прибыль организаций при полной загрузке составляет 12-15 процентов. С учетом того, что фактически предприятия работают в полсилы, их реальная прибыль в два раза меньше.

Пока существующая в зачаточной форме система рециклинга все-таки позволяет экономить до 30 процентов средств бюджета, выделяемых на утилизацию мусора. Получением вторичного сырья с помощью линий по переработке различных видов отходов в Петербурге занимаются четыре предприятия по переработке стройотходов, отходов резиновых изделий и автопокрышек, а также полимерных отходов, электронного и электротехнического скрапа.

Себестоимость изделия из любого вторичного сырья обычно в 2-2,5 раза ниже, чем себестоимость аналогичной продукции из обычного сырья, при сопоставимом качестве конечного продукта. Но активное развитие рынка рециклинга в России сдерживает отсутствие законодательной базы, а также то, что отсутствует система госзакупок вторсырья.

На Западе, где отходы перерабатывают около 10-15 лет, внедрена совершенно другая схема финансирования обращения отходов. Предприятия, производящие товары длительного пользования (автомобили, аудио-видео технику, бытовые приборы, продукты в полиэтиленовой упаковке и др.) платят налог на последующую утилизацию этого товара. Эти средства аккумулируются в спецфондах, из которых потом финансируются как мусороперерабатывающие заводы, так и станции сортировки отходов и предприятия, перерабатывающие отдельные виды отходов. Таким образом повышается рентабельность переработки. Сейчас же, из-за отсутствия подобного закона, Россия ежегодно недополучает от западных производителей различных товаров около 3 миллиардов евро.

Отходы, мусор, свалки — последние новости


Санкт-Петербург — эко-новости региона