Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Планирование деятельности в области экологического менеджмента

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.
Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой; степень достижения цели оценивается в тех случаях, когда это практически возможно (ISO 14001. Definitions. 3.7. Environmental objective).
Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразде-лений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели (ISO 14001. Definitions. 3.11. Environmental target).
Процесс планирования деятельности во многом определяется тем, какие затраты (в том числе, и временные) нужны для проведения анализа аспектов, и доступностью адекватных сведений. При планировании может быть также использована информация, уже собранная в соответствии с требованиями контролирующих органов или в других целях. В процессе про-ведения предварительной экологической оценки на предприятии выявляются как сильные стороны природоохранной деятельности, так и наиболее слабые, проблемные аспекты и на-правления. Последние и составляют основу для планирования развития экологической дея-тельности: “Планируй, как ни тяжело, какие-то тут строить планы. Что предстоит, то не прошло. И - поправимо, как ни странно” (В. Вишневский. Вишневский в супере).
Планирование деятельности в области экологического менеджмента базируется на сис-теме приоритетов, то есть отражает остроту проблем, необходимость, возможность и оче-редность их решения. Формулируемые цели должны быть конкретными, а задачи - измеряе-мыми; там, где это только практически возможно; по возможности предпочтение должно от-даваться превентивным мерам.
Выявленные приоритетные экологические аспекты, как правило, не только оценивают-ся предприятием, но и внимательно документируются путем составления соответствующего регистра.
Деятельность по идентификации и документированию экологических аспектов дея-тельности предприятия должна осуществляться систематически, начиная с наиболее очевид-ных и поддающихся описанию и оценке. По мере развития деятельности в области экологи-ческого менеджмента Регистр экологических аспектов может и должен последовательно уточняться, корректироваться и дополняться с учетом достигнутых результатов.
Регистр полезен тем, что в систематизированном виде содержит описание проблем, подлежащих решению. Кстати, в большинстве случаев работающие с зарубежными менед-жерами психологи рекомендуют рассматривать их как неиспользуемые возможности. Может быть, еще не упущенные, но не используемые во благо предприятия, потребителя, общества в целом. Таковы основные позиции менеджмента качества и экологического менеджмента. Кроме того, такая постановка вопроса дает новый импульс в дискуссии с приверженцами концепции “Загрязнитель платит, значит выполняет свои обязательства”. В соответствии с установленным в РФ экономическим механизмом природопользования предприятия-загрязнители действительно платят: за нормативное, в пределах лимитов или сверхлимитное загрязнение окружающей среды. И во многих случаях упускают возможности получения до-полнительных преимуществ, которые можно получить, тщательно планируя и организуя добровольную экологическую деятельность.
Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности. Все показатели делятся на внутренние и внешние, которые могут быть соответственно коли-чественными и качественными (см. рис. 4). Как показывает зарубежный опыт, наиболее эф-фективно использовать в качестве количественных показателей достижения поставленных целей и решения задач относительные и удельные величины.
Концерн Fiat Auto SpA выпустил единые рекомендации по открытой экологической от-четности для всех своих предприятий. Одна из характерных черт многочисленных графиче-ских материалов и таблиц заключается в том, что использование энергии, расход красок, возврат металла через особую дилерскую сеть рекомендовано представлять относительно объема выпущенной продукции, по сравнению с прошлыми годами, на фоне средних показа-телей по предприятиям концерна, по отрасли и т.п. Действительно, в этом случае динамика изменения показателей может быть продемонстрирована (и прослежена - не будем забывать про заинтересованные стороны) гораздо четче, чем, скажем, при сравнении содержания за-грязняющих веществ в отходящих газах с предельно допустимыми концентрациями. Кроме того, стремление к достижению ПДК – процесс затруднительный. С одной стороны, многие предельно допустимые концентрации установлены таким образом, что они практически не-достижимы. Скажем, очистить воду до того состояния, чтобы содержание в ней нефтепро-дуктов на выходе было ниже предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов, и при том условии, что у водозабора (на входе) их было в 3-5 раз больше ПДКвр - задача не только энерго-, материало- и трудоемкая, но и вряд ли реальная. С другой стороны, допустив, что задача все же будет решена, мы как бы снимем целесообразность поиска но-вых возможностей улучшения экологических показателей деятельности. С третьей стороны, будучи прагматиками и не веря в то, что задача в обозримый период времени может быть решена, и широкомасштабно, мы должны задуматься над тем, как создать стимулы для предприятий заниматься водоохранной деятельностью.

Другие статьи, рефераты