Экологическая политка: обязательное условие
Экологическая политка - совокупность основных принципов, намерений и обяза-тельств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач (ISO 14001. Definitions. 3.9. Environmental policy).
Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документи-рована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересо-ванным сторонам.
Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к эколо-гическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или под-вергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами (ISO 14001. Definitions. 3.11. Interested party).
В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения эколо-гической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в раз-личных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответст-вии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологиче-ского менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информа-ционные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), про-водит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны нов-шества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опо-средованное – через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не толь-ко аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и дос-тупна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в пер-вую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать со-обща для достижения общей цели.
Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая полити-ка одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.
В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и обществен-ным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор коми-тета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это обществен-ность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтере-сованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населе-нии естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.
Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - под-ходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетель-ствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы “районного масштаба”. Выполнение взятых обязательств здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влия-ния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию дейст-вий и разработке программ.
Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, ко-торая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэто-му экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обя-зательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения (ISO 14001. Annex A. A2. Environmental policy).
Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр по-литики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, кото-рые изначально определили и сформулировали их (ISO 14001. Annex A. A2. Environmental policy).
Несмотря на то, что стандарты ISO 14000 - это “готовая одежда”, индивидуальный стиль обязателен. Документированная, принятая руководством предприятия, распро-страняемая, доступная заинтересованным сторонам экологическая политика - это уже не предпосылка, но первый, серьезный шаг в создании системы менеджмента.
Ясно изложенная политика должна создавать основу для формулирования целей и за-дач, направленных на улучшение экологических показателей деятельности организации. Для того, чтобы определить, что, где и как можно и нужно улучшать, приходится предпринимать процедуру предварительной экологической оценки рода медосмотра, по итогам которого становится ясно, подлежит ли пациент лечению касторкой (вариант доктора Пилюлькина) или медовым пластырем (вариант Медуницы). Но это пример из литературы, а в жизни все гораздо сложнее. “Готовая одежда”, или описание методологии предварительной экологиче-ской оценки – это всего лишь основа, с помощью которой нужно оценить индивидуальность предприятия с тем, чтобы подобрать для него тот набор аксессуаров и тот стиль поведения, которые сделают его неотразимо эффективным.
Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документи-рована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересо-ванным сторонам.
Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к эколо-гическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или под-вергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами (ISO 14001. Definitions. 3.11. Interested party).
В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения эколо-гической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в раз-личных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответст-вии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологиче-ского менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информа-ционные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), про-водит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны нов-шества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опо-средованное – через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не толь-ко аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и дос-тупна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в пер-вую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать со-обща для достижения общей цели.
Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая полити-ка одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.
В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и обществен-ным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор коми-тета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это обществен-ность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтере-сованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населе-нии естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.
Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - под-ходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетель-ствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы “районного масштаба”. Выполнение взятых обязательств здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влия-ния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию дейст-вий и разработке программ.
Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, ко-торая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэто-му экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обя-зательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения (ISO 14001. Annex A. A2. Environmental policy).
Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр по-литики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, кото-рые изначально определили и сформулировали их (ISO 14001. Annex A. A2. Environmental policy).
Несмотря на то, что стандарты ISO 14000 - это “готовая одежда”, индивидуальный стиль обязателен. Документированная, принятая руководством предприятия, распро-страняемая, доступная заинтересованным сторонам экологическая политика - это уже не предпосылка, но первый, серьезный шаг в создании системы менеджмента.
Ясно изложенная политика должна создавать основу для формулирования целей и за-дач, направленных на улучшение экологических показателей деятельности организации. Для того, чтобы определить, что, где и как можно и нужно улучшать, приходится предпринимать процедуру предварительной экологической оценки рода медосмотра, по итогам которого становится ясно, подлежит ли пациент лечению касторкой (вариант доктора Пилюлькина) или медовым пластырем (вариант Медуницы). Но это пример из литературы, а в жизни все гораздо сложнее. “Готовая одежда”, или описание методологии предварительной экологиче-ской оценки – это всего лишь основа, с помощью которой нужно оценить индивидуальность предприятия с тем, чтобы подобрать для него тот набор аксессуаров и тот стиль поведения, которые сделают его неотразимо эффективным.