Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную инфор-мацию о ее состоянии.
Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят регламен-тации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раз-дел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общест-венных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствую-щих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о со-стоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.
Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, кото-рая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каж-дым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.
В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией.
Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружаю-щей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.
В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей при-родной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресе-чение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других терри-торий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; ока-зывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охо-ты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием авто-транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуще-ствляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или при-родных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использо-ванию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).
Так, например, Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятель-ность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим орга-нам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с обще-ственностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обес-печения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по про-ектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.
ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государствен-ной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомры-боловства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственно-го управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным исполь-зованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологиче-ским проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного кон-троля и координации природоохранной деятельности в регионах.
Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совме-стная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установ-лении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.
Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация ко-торых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологиче-ской безопасности на территории РФ.
Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внут-ренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих соверше-нию экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.
При этом органы внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению правонарушений природоохранительного законо-дательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции.
К числу основных причин преступного нарушения природоохранительного зако-нодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работников леспромхоза, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленные правила, или у работни-ков промысловых организаций, производящих лов рыбы с грубым нарушением дейст-вующего законодательства. Корысть может проявляться в стремлении к незаконному обо-гащению, т.е. получению незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с вы-годой реализовать незаконно добытую рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому своевременное пресечение органами внутренних дел такого рода противоправной деятельности является одним из условий предупреждения природоохранительных нарушений.
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел право-мочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устра-нению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным право-нарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.
Действенной формой профилактики нарушений природоохранительного законода-тельства является внесение органами внутренних дел представлений в соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия, способствующие нарушению при-родоохранительного законодательства, и предложения по их устранению. Нецелесообраз-но вносить представления, носящие общий характер, так как эта форма желаемого резуль-тата не дает. Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы.
Хорошо и качественно организованная воспитательная работа, в первую очередь правового характера, имеет важное значение в профилактической работе органов внут-ренних дел.
В предупреждении органами внутренних дел нарушений природоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственной милиции по охране различных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и других мест), созда-ваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами.
Договорные отношения об охране объектов природы характеризуются рядом осо-бенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но и устанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие из предоставленной им ком-петенции, зависящей от особенности охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы. Социальное, экономическое значение каждого природно-го объекта определяет способы охранной деятельности, т.е. ведомственная милиция игра-ет очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений еще и потому, что она специально для этих целей создается.
Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органы внутрен-них дел решают совместно с другими государственными и общественными формирова-ниями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:
1) создании специального аппарата, который бы координировал деятельность орга-нов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другими видами нарушений природо-охранительного законодательства;
2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп и подразделений (экологиче-ской милиции); в компетенцию которых входили бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;
3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу по охране природы;
4) упорядочении нормативных актов органов МВД РФ, регламентирующих обес-печение надзора охраны природных объектов и рационального природопользования.
Особое место в природоохранной деятельности органов внутренних дел отводится исправительно-трудовым учреждениям. На них как на природопользователей возлагается широкий круг обязанностей по охране природных объектов, рациональному природополь-зованию и природовосстановительным работам.
Содержание обязанностей исправительно-трудовых учреждений как природополь-зователей по охране природы зависит от объекта природопользования. При землепользо-вании во исполнение ст. 101 Земельного кодекса РСФСР ИТУ должны заниматься рекуль-тивацией земель.
Кроме работ по рекультивации, исправительно-трудовые колонии обязаны прово-дить и другие восстановительные работы. Это может быть осушение, обводнение, расчи-стка и т.д.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об уч-реждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" коло-нии, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке ценной древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В области лесопользования лесные исправительно-трудовые колонии на основании ст. 35 Основ лесного законодательства Российской Федерации обязаны вести работы спо-собами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими отрицательное воздействие лесных пользовании на состояние и воспроизводство лесов, а также на со-стояние водоемов и других природных объектов. Большое значение при лесопользовании имеет охрана лесов от пожаров, так как пожары вызывают наиболее тяжкие последствия в природной среде.
При использовании водных ресурсов на исправительно-трудовые учреждения воз-лагается обязанность проводить технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие исполнение тре-бований Водного кодекса РФ по охране вод от загрязнения и истощения.
Говоря об обязанностях начальника исправительно-трудовых учреждений в облас-ти природопользования, необходимо отметить и то обстоятельство, что должностные лица этих учреждений за нарушение правил охраны природы несут всю полноту ответственно-сти, вплоть до уголовной. Действующее законодательство не содержит на этот счет ника-ких исключений для органов внутренних дел.

Другие статьи, рефераты