Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Самодеятельная рекреация в природной среде

Авторы: Владышевский А.Д., Владышевский Д.В., Гончаревич Н.А.

Переход экономики от социалистического варианта развития к рыночному привел к существенным изменениям рекреационной деятельности населения. Эти изменения были обусловлены, с одной стороны, обнищанием большей части россиян, с другой – увеличением количества организованных (платных) форм рекреации. Одновременно существенно сократилось внимание, уделяемое властными структурами сохранению и обустройству тех природных объектов, которые используются бесплатно.
С другой стороны, урбанизация и прогрессирующее ухудшение экологической обстановки в городах, природоохранная пропаганда, дефицит положительных эмоций обусловливают увеличение стремления горожан к различным контактам с природой. Это явление, известное в общих чертах, описывается, преимущественно, на качественном уровне. Характерным проявлением указанного стремления служит широкое распространение дачной рекреации, которая в большинстве случаев лишена экономической целесообразности. Тем не менее, огородничество и садоводство продолжают служить основной формой дачной деятельности.
Настоящая публикация представляет собой опыт количественной оценки самодеятельной рекреации в сравнении с ее организованными, требующими специальной оплаты, формами. Рассматривается также экономическая доступность платных форм рекреационного природопользования в сравнении с самодеятельным. Приводится количественная характеристика распространенности последнего. Материалом для написания статьи послужили результаты прямых учетов рекреантов в разные сезоны в Красноярске, его окрестностях и прилегающих к городу административных районах Красноярского края, а также данные анкетных опросов (преимущественно студенческой молодежи). Проводилось периодическое обследование дачных участков и мест реализации продукции собирательства.

Самодеятельная рекреация и ее особенности

Отделить самодеятельную рекреацию в природной среде от других ее форм в ряде случаев достаточно сложно. Многие привлекательные формы отдыха (развлечений) осуществляются в местах, представляющих собой как измененную человеком природную среду, так и сочетание природных и культурных объектов. Сказать, что в том или ином случаев имеет определяющее значение при выборе конкретным рекреантом данного варианта использования досуга, бывает затруднительно. Поэтому при рассмотрении подобных ситуаций они в каждом конкретном случае анализируются отдельно.
Основная особенность платной рекреации, помимо значительных дополнительных расходов, заключается в ее более или менее жесткой регламентации. Относится она к режиму дня, объектам посещения, продолжительности пребывания на тех или иных объектах, объему предоставляемой информации и т.п. При самодеятельной же рекреации свобода выбора существенно возрастает, и свое поведение рекреанты регулируют исходя из собственных соображений. Относится сказанное также к тем расходам, которые сопряжены с выбором конкретной программы действий. Эта программа может существенно изменяться, и многие формы отдыха и развлечений в природной среде становятся, по существу, бесплатными (т.е. практически полностью освобождаются от дополнительных расходов). Минимальная же величина последних составляла 100 руб. в день за право проезда одного автомобиля с пассажирами на платный пригородный пляж. Максимальная при использовании арендуемого воздушного транспорта достигала 30 тыс. руб. в час.
Для относительно недавнего прошлого было характерно четко выраженное разделение рекреационной деятельности на поселково-деревенскую и городскую. Первая носила преимущественно добычнический характер и во многих случаях могла рассматриваться в качестве рекреационной деятельности лишь условно, поскольку преследовала также экономические цели. Городская же была типично рекреационной, хотя в ряде случаев и с присутствием добычничества. В настоящее время эти различия стали менее существенными. Кроме того, по отношению к отдельным видам рекреационной деятельности, выражены различия в их популярности среди разных половых и возрастных групп населения.
Еще одним важным преимуществом самодеятельной рекреации является возможность ее фрагментарной реализации, когда личность располагает ограниченным свободным временем. Более того, в ряде случаев возможно совмещение такой рекреации с трудовой деятельностью, особенно осуществляемой в природной среде. Естественно, в подобных случаях термин «рекреация» толкуется расширительно, как любая деятельность в природной среде, преследующая эмоциональные и валеологические цели.
Очевидна связь возможности осуществления рассматриваемой формы рекреации с особенностями того природного окружения, которое имеет место в окрестностях различных населенных пунктов, с развитием дорожно-транспортной сети, наличием привлекательных для рекреации объектов. Все это, в свою очередь, существенно зависит от той производственной деятельности, которая реализуется на соответствующей территории, от образа жизни населения. С другой стороны, при развитии рыночных отношений данная форма рекреации, хотя и имеет существенное социальное значение, не привлекает внимание ни государственных управленческих структур, ни частных предпринимателей. Более того, ее нередко игнорировали и в социалистическом прошлом СССР. Результатом этого стал низкий уровень экологического благоустройства природной среды, в ряде случаев такое благоустройство осуществлялось формально, без учета интересов населения. Его примером могут служить те дорогостоящие проекты по реконструкции зеленой зоны Красноярска, которые составили в свое время приглашенные из Ленинграда специалисты, не знакомые с сибирской спецификой. В других же случаях имел место прямой обман или явный просчет, не свободный от желания угодить заказчику и представить его деятельность как эффективную во всех отношениях. Иллюстрирует эту ситуацию строительство Красноярской ГЭС, «подарившую» городу вечно холодный Енисей, с пониженной способностью в отношении биологической очистки воды. Одновременно Красноярское водохранилище, по замыслу проектировщиков, должно было стать местом обитания ценных промысловых рыб (сиговых и осетровых). На деле же его заселили гораздо менее ценные виды: лещ, сорога и окунь, на долю которых в настоящее время приходится 98 % всех уловов.
В настоящее время не только вокруг Красноярска, но и по всей России происходит застройка экономической и политической элитой зеленых зон особняками, когда игнорируются существующее законодательство и ущемляются интересы рядовых россиян. Механизм, который позволил бы государственным экологическим службам или общественным организациям, например, Социально-экологическому союзу, успешно противостоять этой застройке, не разработан. Лишь в самое последнее время на подобные нарушения обратило внимание Министерство природных ресурсов.
Степень влияния на интенсивность осуществления разных форм самодеятельной рекреации как субъективных особенностей рекреантов, так и объективных факторов, иллюстрируют данные, приведенные в таблице.
При анализе материалов, относящихся к выборке по другим населенным пунктам, была получена несколько иная картина, в частности значительно реже в качестве главной причины низкой интенсивности использования водоемов для купания фигурировала их отдаленность. Причина здесь очевидна и объясняется непригодностью для этой цели вечно холодного Енисея. За пределами Красноярска в среднем на 30 % больше времени занимались студенты дачными делами, несмотря на их невысокую эмоциональную привлекательность.
Экономический аспект рекреационной деятельности. Этот аспект рассматривается с двух позиций. Первая заключается в определении объема рекреации, определяемой респондентами как самодеятельная. Второй относится к добычнической рекреации и дачным делам, которые нередко становятся экономически значимыми. Так, посвятив этим делам в каникулярное время до 53 % всех случаев рекреационной деятельности, студенты при уточняющих вопросах признавали, что в эмоциональном отношении работа на даче их мало привлекала, и занимались они ею чаще в силу необходимости (под давлением родителей). Такое положение было особенно характерно для жителей небольших городов, что нами уже отмечалось ранее. С другой стороны, и для красноярцев, и для жителей небольших городов сам процесс выращивания овощей, ягод, фруктов и др. также был эмоционально привлекателен, и оценивался ими в сравнении с другими мотивами дачной деятельности, ориентировочно, в 15 %.
В целом разграничить экономическую и рекреационную дачную деятельность достаточно сложно. В одних семьях летний выезд на дачу является долгожданным радостным событием, при таких выездах основное время дачники занимаются именно рекреацией, т.е. развлекаются и отдыхают. По нашим наблюдениям, количество таких «сезонных» дачников под Красноярском находится на уровне 25–30 % от их общего числа. Большая же часть дачников – земледельцы, приезжающие на свои участки для выполнения определенной работы. В зависимости от нее и возможности заниматься другой, привлекательной в эмоциональном отношении деятельностью, последняя реализуется в том или ином объеме. Кроме того, есть небольшое число дачников «выходного дня», которые на нескольких грядках выращивают ягоды и овощи для текущего потребления. Дача же используется ими для застолья, бани, общения. Значительно повышает привлекательность дач близость водоемов, в частности – рек (даже холодного Енисея). Молодежные компании охотно посещают дачи родителей в сезон созревания ягод, привлекают их также выезды с ночевкой. В таких случаях основными приманками служат не традиционные экологические ценности, а иные интересы.
Добычническая рекреация сложно и неоднозначно сочетается с экономической деятельностью. В одних случаях главным является пребывание в той или иной природной среде. Те материальные (эстетические) ценности, которые могут быть добыты в результате этого пребывания, могут служить некоторым эмоционально привлекательным добавлением к нему, но не основным стимулом. В других же случаях главным являются те эмоции, которые испытывает грибник, рыболов или другой добытчик в момент обнаружения соответствующих объектов, при овладении ими. То, как, при каких условиях эта добыча происходит, также имеет определенное значение, которое в отдельных случаях может существенно влиять на эмоции, сопровождающие соответствующую деятельность.
Очевидно, что при ведущем значении экономических стимулов главное значение приобретают утилитарные соображения – предполагаемый доход или предотвращенные расходы в случае использования трофеев для собственного потребления. Причем, в последнем случае определенное значение могут иметь и престижные соображения – возможность продемонстрировать членам соответствующего социального окружения свое уменье добытчика. Для Красноярска и прилегающих районов, по нашим данным, основная часть собираемых грибов используется для собственного потребления (76 % всех случаев их использования в пищу). По отношению к другим видам добычнической рекреации выходы за грибами в центральных районах Красноярского края наиболее популярны (54 % все случаев осуществления этого вида рекреации). В северных районах, по данным A.M. Карелова, этот показатель существенно ниже – 32 %, что объясняется более широким распространением рыболовства и охоты. Эмоциональная привлекательность сбора грибов респондентами мужчинами была оценена в 4,8 балла, женщинами – 5,8 балла (по шкале от+10 до–10).
По отношению к сбору ягод положение принципиально не отличалось, однако эмоциональная привлекательность этого занятия респондентами оценивалась несколько ниже – в среднем в 4,5 балла против 5,3 для грибов. Такое положение естественно, поскольку при сборе ягод часто отсутствовал привлекательный в эмоциональном отношении момент поиска и обнаружения объектов добычи.
Прямая экономическая выгода отсутствовала при так называемых удовольствиях и развлечениях, которые могут иметь также существенное валеологическое значение. Используя в указанных целях экологические ценности рекреанты, как правило, несут некоторые расходы. Однако, как уже было сказано, эти расходы не предполагают оплату специальных услуг, связанных с организацией и осуществлением соответствующей деятельности. Выбор тех или иных ее вариантов обуславливается, с одной стороны, эмоциональными предпочтениями, с другой же доступностью, в том числе и экономической. Как показали результаты анкетирования, самым редким и самым дорогим для студентов было знакомство с подводным миром, которое происходило при выездах за границу. Жители Красноярска почти 50 % всех случаев отдыха на берегу водоемов (на пляжах) отнесли к специально оплачиваемым. Единичными были случаи оплаты бивачной рекреации (включая штрафы). С другой стороны, никто не нес специальных расходов при сборе грибов, ягод, зеленых частей растений, кедровых орехов. Бесплатным было также скалолазание и посещение пещер. При использовании собственных дач в ближайших окрестностях Красноярска эта рекреация также была полностью бесплатной (если не считать уплаты обязательных налогов, размер которых не зависел от использования дачи). Существенными были транспортные расходы, в связи с которыми на дальних дачах (далее 50 км от Красноярска) до 40–50 % участков было брошено. Там часть садовых товариществ распалась, а налог за пользование дачными участками не платило более трети их владельцев.


Переход к рыночным экономическим отношениям существенно уменьшил возможности использования общедоступных экологических ценностей, в ряде случаев вынуждая население мириться с вынужденными расходами без предоставления равноценных услуг. Такое положение, в целом, характерно для периода раннего капитализма. Его улучшение возможно при наличии политический воли у руководителей регионов и их ориентации на защиту интересов всех слоев населения. Однако в настоящее время этой защитой пользуется, в основном, политическая и экономическая элита. В зависимости от успешности дальнейшего политического и экономического развития общества, его фактической демократизации возможно изменение положения дел в лучшую сторону.

Источник:
Владышевский А.Д., Владышевский Д.В., Гончаревич Н.А. Самодеятельная рекреация в природной среде и ее социально-экономическое значение /Проблемы использования и охраны природных ресурсов Центральной Сибири. Вып. 6 / Гл. ред. В.Г. Сибгатулин. – Красноярск: ГПКК КНИИГиМС, 2004. – С. 187–189.

Другие статьи, рефераты