Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Аудит недропользователя как форма негосударственного контроля

Авторы: д. воен. н., проф. В.Л. Бирюков, Г.А. Данилов



Правовому регулированию рационального использования и охраны недр, соблюдению требований горного законодательства способствует аудит недропользования – правовой институт негосударственного контроля.
Соблюдению требований горного законодательства призван содействовать аудит недропользования – новый правовой инструмент в сфере регулирования использования и охраны недр. Временное положение об аудите недропользования на предприятиях топливно-энергетического комплекса утверждено приказами МПР России и Минтопэнерго России соответственно от 11 и 25 июня 1999 г.
Аудит недропользования – это процедура проверки соответствия деятельности пользователей недрами, связанной с геологическим изучением, использованием и охраной недр, условиям лицензий на право пользования недрами, законодательным и нормативным требованиям в сфере недропользования и выработки рекомендаций по повышению эффективности использования недр в хозяйственном обороте.
Аудиторская деятельность – это независимый вневедомственный финансовый контроль деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством той или иной страны.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующими нормативно-правовым актам.
Ряд отечественных и зарубежных специалистов проводит более общие определения сущности аудита и его задач. Так, в одной из известных американских монографий, посвященных аудиту, приводится такое определение сущности аудита: "Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям" [1].
Выделяется три типа аудита:
Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. По завершении аудита этого типа менеджеру обычно выдаются рекомендации по совершенствованию операций.
Аудит на соответствие – его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией).
Аудит финансовой отчетности выполняется для того, чтобы определить, согласуется ли сводная финансовая отчетность с определенными критериями. Обычно критериями являются общепринятые бухгалтерские принципы, хотя распространена также практика проведения аудита финансовой отчетности.
В.Д. Андреев определяет аудиторство как особую самостоятельную организационную форму контроля. Необходимость аудита, по мнению автора, обусловлена, прежде всего, требованиями реализации концепции подотчетности. Это выражается признанием того, что одна сторона должна быть подотчетна другой, и что должен осуществляться контроль выполнения обязанности, причем такой контроль подразумевает получение некоторой информации, разъяснений или отчета.
В странах с развитыми рыночными отношениями ассортимент и объем услуг, предоставляемых аудиторскими фирмами, весьма велик и охватывает бухгалтерский учет, налогообложение, вопросы управленческой деятельности и информационных технологий, маркетинг, оценку материально-производственных запасов, экономическое планирование и прогнозирование, банковское и страховое дело и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях понятие "аудит" может трактоваться достаточно широко и подразумевать проверку всех сторон деятельности экономического субъекта.
Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 года № 119–ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей, а также оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная – по решению экономического субъекта. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой штрафные санкции.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением ОАО.
Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, либо самостоятельно, т.е. зарегистрировавшись в качестве предпринимателей. Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
Соблюдению требований горного законодательства призван содействовать аудит недропользования – новый правовой инструмент в сфере регулирования использования и охраны недр. Временное положение об аудите недропользования на предприятиях топливно-энергетического комплекса утверждено приказами МПР России и Минтопэнерго России соответственно от 11 и 25 июня 1999 г.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия – это документ на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.
Лицензия удостоверяет право ее владельца пользоваться участком недр (с определенными границами и в течение установленного срока) с целью:
– геологического изучения недр;
– разработки месторождений полезных ископаемых;
– использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
– использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
– образования особо охраняемых геологических объектов.
Наиболее часто встречаются в практике горнодобывающих предприятий виды лицензий на право пользования недрами следующие:
Лицензия на право геологического изучения недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензий на право добычи полезных ископаемых. Границы геологического отвода, установленные лицензией на геологическое изучение недр, могут быть изменены в следующих случаях:
– если выявленное в процессе поисков и оценки месторождение полезного ископаемого выходит за границы предоставленного геологического отвода, в этом случае по заявке владельца и при отсутствии предоставленной лицензии на соответствующую сопредельную территорию участок недр может быть увеличен таким образом, чтобы в него входило все месторождение;
– если владелец лицензии на поисковые работы по мере их проведения отказывается от части выделенного геологического отвода.
Лицензия на право добычи полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождения, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Лицензия на право добычи полезного ископаемого выдается на разработку всего месторождения или его отдельной части при условии, что геологическая информация об этом объекте прошла государственную экспертизу.
В виде исключения при предоставлении лицензии одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых владельцы лицензии могут начинать добычу до проведения государственной экспертизы геологической информации.
В случае если месторождение разрабатывается несколькими пользователями недр, его эксплуатация должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр по их решению возлагается на одного из пользователей, которому другие пользователи доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения.
Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.
Лицензия может быть выдана на несколько видов пользования недрами. Положением о лицензировании пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314–1 [2], установлены система выбора претендентов на получение лицензии и механизм предоставления лицензий:
– лицензии на право пользования недрами предоставляются на основании результатов конкурсов или аукционов;
– орган представительной власти субъекта РФ совместно с Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением осуществляют выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования;
– при конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший технические решения, наиболее экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды;
– при аукционной системе победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами;
– оценка соответствия разработанных предприятием-заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом. Формирование экспертных комиссий и определение победителя конкурса из числа предприятий-заявителей, получивших положительное заключение экспертной комиссии, производится органами представительной власти субъекта РФ и Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением;
– аукционы проводятся Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением совместно с органом представительной власти субъекта РФ;
– лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в федеральный или территориальный геологический фонд на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления. Лицензия вступает в силу после ее регистрации;
– после получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по предоставленному ему в соответствии с лицензией участку недр. На основе статьи 10 Закона РФ "О недрах" недра предоставляются в пользование на определенные сроки в соответствии с технико-экономическим обоснованием;
– для геологического изучения – до 5 лет;
– для добычи полезных ископаемых, на срок отработки месторождения полезных ископаемых;
– при совмещении указанных видов пользования – до 25 лет.
Участки недр могут быть предоставлены в пользование без ограничения для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
Сроки пользования недрами исчисляется со дня предоставления права пользования и могут быть продлены по инициативе пользователя недр на указанные выше сроки при выполнении им условий, оговоренных в лицензии.
Законом РФ "О недрах" предусмотрено (статья 8) ограничение или даже запрещение пользования отдельными участками недр в случаях, когда этого требуют интересы национальной безопасности страны, условия охраны окружающей среды и здоровья населения, необходимость сохранения хозяйственных объектов. В Законе РФ "О недрах" рассмотрены случаи, когда право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу):
• при изменении организационно-правовой формы предприятия-пользователя недр;
• при реорганизации предприятия-пользователя недр путем присоединения к нему другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного предприятия;
• при реорганизации предприятия-пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность на участке прежнего пользователя.
При переходе права пользования недрами или изменении названия предприятия-пользователя недр лицензия подлежит переоформлению, при этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.
Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию.
Аудиторская проверка лицензии на право пользования недрами включает следующие этапы:
проверка правильности сведений, включенных в лицензию;
проверка наличия оснований для прекращения (в том числе досрочного), приостановления, ограничения права пользования недрами или признания недействительной лицензии, выданной на право пользования недрами.
При проверке правильности сведений, включенных в лицензию, анализируются:
– данные о пользователе недр, получившем лицензию, органах, предоставивших лицензию, и основания предоставления лицензии;
– данные о работах, связанных с пользованием недрами;
– данные о пространственных границах горного и земельного отводов, выделенных для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
– сроки действия лицензии и сроки начала работ;
– условия, связанные с платежами за пользование недрами и земельными участками:
– согласованные объемы добычи минерального сырья;
– соглашение о праве собственности на добытое минеральное сырье и геологическую информацию, полученную в процессе пользования недрами;
– условия выполнения установленных законодательством норм, правил, требований по безопасному ведению работ, охране недр и окружающей среды;
– порядок и сроки подготовки проектов консервации или ликвидации горных выработок и рекультивации нарушенных земель.
Если сведения, включенные в лицензию, не соответствуют действительности, аудитор должен отметить этот факт (факты) в своем заключении. При проверке наличия оснований для прекращения, приостановления, ограничения права пользования недрами или признания выданной лицензии недействительной, аудитор руководствуется следующими нормами законодательства.
Основания для прекращения права пользования недрами возникают:
• по истечении срока действия лицензии;
• при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
• при возникновении определенного условия, зафиксированного в лицензии, с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
• при неправильном переоформлении лицензии.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в случаях:
когда пользователь недр нарушил условия лицензии или правила пользования недрами, или не приступил к пользованию недрами в сроки и объемах предусмотренных в лицензии;
• возникновения чрезвычайных ситуаций или непосредственной угрозы жизни или здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
• ликвидации субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
• по инициативе владельца лицензии.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" (статья 21) решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Федеральным органом по управлению государственным фондом недр и его территориальным подразделением либо непосредственно, либо по представлению органов государственного геологического и экологического контроля, и Федерального горного и промышленного надзора. Право пользования недрами прекращается путем аннулирования выданной государственной лицензии или после принятия компетентным органом соответствующего решения с письменным уведомлением пользователя недр.
В зависимости от конкретных обстоятельств аннулирование выданных лицензий производится:
• с даты принятия решения о прекращении права пользования недрами (при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами);
• по истечении 3-х месяцев со дня письменного уведомления пользователя о допущенных нарушениях и непринятие с его стороны мер по их устранению.
Основания признания выданной лицензии недействительной включают:
• нарушение правил конкурса или аукциона;
• признание сделки по использованию недр, заключенной с нарушением законодательства;
• предоставление претенденту на получение лицензии незаконных преимуществ перед другими заявителями;
• отказ претендента от внесения платежа за предоставленную лицензию;
• нарушение требований антимонопольного законодательства. Владелец аннулированной лицензии или лицо, не получившее лицензию, имеет право обжаловать эти решения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.
Если в результате аудиторской проверки будут выявлены основания для прекращения, приостановления, ограничения права пользования недрами или признания выданной лицензии недействительной, это должно быть отмечено в аудиторском заключении.
Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о недрах в области лицензирования следующие:
1. Самовольное (безлицензионное) пользование недрами;
2. Переоформление лицензии в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица с одновременным изменением условий лицензионного соглашения;
3. Переуступка права пользования недрами другому юридическому лицу;
4. Невыполнение условий лицензионного соглашения;
5. Выдача бланка лицензии с отсутствующими обязательными реквизитами.
На основании статьи 7 Закона РФ "О недрах" участок недр предоставляется горному предприятию (пользователю недр) в соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых в виде горного отвода – геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиком под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности.
В Законе РФ "О недрах" определено, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами Государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Добыча полезных ископаемых осуществляется только после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и в пределах этих границ.
Горное предприятие (пользователь недр), получившее горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Министерство природных рес

Другие статьи, рефераты

Узнать цены на запеченные роллы с доставкой можно на сайте sushidays.ru.