Экология / Рефераты

RSS-лента | Поиск | О проекте | Обратная связь
Экология, всё об экологии
— Вернуться на главную страницу | — Вернуться к списку рефератов

 Общество потребления

Ключевым моментом обеспечения устойчивого развития системы природа–общество является соотношение между производством и потреблением, о чем было заявлено на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.).
Характеризуя наблюдавшуюся за последние десятилетия динамику потребления, в качестве характерного примера приведем Китай. Еще недавно он был "страной велосипедов". Однако путешественник, посещавший в 1980 гг. такие города как Пекин, Шанхай и др., в настоящее время увидит совсем другую картину. К 2002 г. в Китае было уже около 2 млн. частных автомобилей, а в 2003 г. их число возрастало ежедневно на 11 тыс., достигнув 4 млн. В 2003 г. продажа автомобилей увеличилась более чем на 80% и ожидается, что к 2015 г. общее число частных автомашин достигнет 150 млн.
Значительная часть населения Земного шара (более 1,7 млрд. человек) стала в настоящее время частью класса потребителей, причем примерно половина этого населения приходится на развивающиеся страны. За последние десятилетия происходило непрерывное возрастание масштабов потребления в развитых странах, которое может быть названо революцией потребления. Суммарное личное потребление за счет товаров и услуг достигло в 2000 г. 20 трилл. долл., превысив на 4,8 трилл. долл. уровень 1960 г. (в долларах 1995 г.), при гигантских различиях, характеризующих ситуацию в различных странах. На 16% глобального населения, проживающего в США и Западной Европе, приходилось 60% индивидуального потребления, тогда как доля потребления одной трети глобального населения в Южной Азии и субсахарской Африки составляла лишь 3,2%
В 1999 г. около 2,8 млрд. чел. жили на уровне минимального удовлетворения потребностей (2 долл./сутки), а примерно 1,2 млрд. – на уровне экстремальной нищеты (<1 долл./сутки). Численность класса потребителей, определяемых как лица с уровнем годового дохода более 7 тыс. долл. (этот уровень рассматривается в Западной Европе как граница нищеты) составляла 1,7 млрд. чел. в 2002 г.
Почти половина класса потребителей находится в развивающихся странах, причем на долю Китая и Индии приходится более 20%, хотя, разумеется, средний китаец или индус потребляет значительно меньше среднего западноевропейца.
Район наиболее тяжелого бедствия представляет собой субсахарская Африка, где к тому же потребление в 2001 г. было на 20% ниже, чем за два предшествующих десятилетия. Согласно имеющимся оценкам, численность класса потребителей возрастет к 2015 г., по крайней мере, в два раза. Данные табл. 3 иллюстрируют численность класса потребителей в 10 странах в 2002 г., а табл. 4 – долю семейных расходов на питание в различных странах в 1998 г.

Существенная особенность современного домашнего потребления состоит в том, что оно не направлено на обеспечение необходимого комфорта или выживания, а связано с затратами на разного уровня предметы роскоши (спортивные автомобили, ювелирные изделия, морские путешествия и др.). Соответствующие расходы достигли гигантских уровней (десятков миллиардов долларов). Удовлетворение потребностей обеспечения пищей, питьевой водой и школьным образованием беднейшей части населения в мире возможно за счет лишь части подобных расходов.
Естественно, что необходимость удовлетворения возросшего потребления порождает более высокие требования к масштабам использования природных ресурсов. Именно поэтому за период с 1960 г. по 1995 г. глобальные масштабы использования минерального сырья возросли в 2,5 раза, металлов – в 2,1 раза, древесины в 2,3 раза, а синтетических материалов – в 5,6 раза. Подобный рост значительно превзошел темпы увеличения численности населения при крайней его неоднородности. Так, например, США, где численность населения составляет около 5% по отношению к глобальной, потребляется около четверти мировых ресурсов ископаемых топлив. США, Канада, Австралия, Япония и Западная Европа с населением около 15% от глобального, ежегодно используют 61% производимого алюминия, 60% свинца, 59% меди и 49% стали. Если ежегодное потребление алюминия средним американцем составляет 22 кг, то в случае среднего индуса оно равно лишь 2 кг, а среднего африканца – меньше 1 кг. Общий вывод, который может быть сделан, состоит в том, что при изобилии пищи и других товаров создаются условия для возникновения нездорового уровня потребления. Росту потребления способствуют дешевая энергия и совершенствуемый транспорт. Ускоряется внедрение новых технических достижений. Если в США потребовалось 38 лет для того, чтобы число радиослушателей достигло 50 млн., то такой же уровень распространения телевидения стал возможным через 13 лет, а в случае Интернета – через 4 года. Потребности сбыта производимых товаров стимулировали быстрый рост расходов на рекламу, достигших в 2002 г. в мире 446 млрд. долларов (в ценах 2001 г.), что составило почти 9-кратное возрастание по сравнению с 1950 г. В настоящее время каждый держатель кредитных карточек в США затрачивает на их ежегодное обслуживание около 1900 долл., что эквивалентно среднему подушному доходу в, по крайней мере, 35 бедных странах.
Следствием упомянутого выше "нездорового уровня потребления" является усиление воздействий на окружающую среду и природные ресурсы. Почти все экосистемы мира подверглись различным негативным воздействиям. В качестве индикатора воздействия на глобальные экосистемы была введена величина экологического отпечатка, характеризующего размер продуктивной площади суши, которая необходима для обеспечения производства потребных ресурсов и усвоения выбросов. Оценки показали, что среднеглобальный подушный размер подобной биологически продуктивной территории суши должен составлять 1,9 га, а с точки зрения усвоения выбросов – 2,3 га. Разумеется, эти средние значения маскируют, однако, реальную неоднородность размеров экологического отпечатка, варьирующего от 9 га в случае среднего американца до 0,47 га для среднего жителя Мозамбика. С учетом этих цифр становится ясным, что суммарное глобальное потребление превзошло пределы экологической емкости планеты к концу 1970 – началу 1980 гг. Конечно, жизнь в таких условиях возможна лишь при расходовании резервов природных ресурсов, как это происходит, например, в случае грунтовых вод.
Избыточное потребление (с точки зрения нагрузки на экосистемы) во многих странах коррелирует со спадом индикаторов здоровья, определяя усиление болезней потребления. Так, например, следствием курения является увеличение смертности в мире на 5 млн. человек. По данным за 1999 г. порожденные курением расходы на медицинское обслуживание и потери экономики в США достигли 150 млрд. долл., превысив примерно в 1,5 раза доходы пяти самых крупных производителей табака. Не менее важны последствия избыточного веса, обусловленного неправильным питанием (связанные с этим медицинские расходы составили в 1999 г. не менее 117 млрд. долл.).
На фоне происходившего, в среднем, материального процветания социальное здоровье общества в США за последние три десятилетия существенно ухудшилось, что выразилось в увеличении масштабов нищеты, самоубийств среди молодежи, в отсутствии адекватного медицинского обслуживания и в сильном неравенстве доходов.
Продолжающийся рост потребления в промышленно развитых странах и, с другой стороны, серьезные негативные аспекты развития общества потребления определяют необходимость ответов, в частности, на следующие вопросы:
– Характерно ли для глобального класса потребителей наличие более высокого качества жизни, обусловленного ростом потребления?
– Возможно ли сбалансированное потребление (в согласии с требованиями охраны окружающей среды)?
– Осуществимо ли изменение путей развития общества потребления с целью обеспечения устойчивого развития?
– Может ли общество сделать приоритетным удовлетворение потребностей всех его членов?
Совершенно ясно в этой связи, что концепция экономики общества потребления, исходящая из возможности неограниченного потребления, порочна с позиции неизбежных последствий такого пути развития для окружающей среды. Следствием осуществления подобной концепции оказывается нарушение необходимых экономических, экологических и социальных ограничений (порогов). Главный вывод состоит в том, что общество потребления не имеет перспективы.

Другие статьи, рефераты