Социальная экология
Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют до-минанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами. Антропология - наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейст-ва гоминидов. В антропологии привлекаются данные биологии, молекулярной биологии, генетики, химической палеогенетики, палеогеографии, археологии, геологии и т.д. Она включает изучение биологических (морфологических и фи-зиологических) особенностей Homo sapiens и его ископаемых предков и зани-мает особое место в системе естественных и социальных наук о человеке.
Проблемы исторических и социальных условий происхождения человека и систематики рода Homo находится в стадии становления. Среди ученых, не только антропологов и палеогеографов, нет единого мнения ни о времени про-исхождения человека, ни о его предках. С биологической точки зрения это один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов.
В позднем миоцене (11 – 12 млн. лет) отделилась антропоидная линия, состоя-щая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант). Род Homo лишь по-следнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокуп-ности составляет семейство гоминидов. Это семейство как ветвь эволюции, ко-торая после своего отделения, привела к современному человеку.
Человек как биологическое существо был обречен на вымирание. Его инстинк-ты были слабо развиты. Человек не был достаточно укоренен в природе и по-гиб, если бы не обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению. Человек неосознанно подражал животным, что не было заложено природой, но оказалось спасительным его достоинством.
Между человеком и реальностью его бытия возникло огромное пространст-во. Произошло как бы удвоение реальности, что получило отражение в сфере мысли, сознания. Это пространство можно назвать культурой, где раскрывается творческий потенциал человека. Своеобразие человека в его способности пре-одолеть собственную видовую ограниченность. Трехмерная стихия-первое ус-ловие прогрессивного развития мозга; второе условие - наличие рук; третье ус-ловие - социальный строй жизни и система информатики, вынесенная за преде-лы мозга как его продолжение. Значения, опыт, передача их из поколения в по-коление стало одним из решающих факторов социальной среды и наряду с ес-тественным отбором дало большую форму Homo sapiens в борьбе за существо-вание. В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного - культура. Человек-это существо, наделенное культурой. Ни одно животное не создало своей второй природы. Это - прерогатива человека, это - плод его куль-турной эволюции.
Генетическое исследование человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) показывали, что 97% генов у них идентичные. Это свидетельствует об огромном единстве и однородности чело-вечества. Понятие раса-функция климата и среды обитания отдельной популя-ции. Разделение на расы лишено было идеологического смысла.
Организм человека развивается неравномерно, по своей специфической вре-менной шкале, отвечающей развертыванию ряда чисел Фибоначчи. Периодич-ность в жизни человека очевидна. Критические возрасты отвечают следующему ряду: 1, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89. Младенчество-до года; 1-8-детство; 8-13-отрочество; 13-21-юность; 21-34-молодость; 34-55-зрелость; 55-89-старость. Периодичность возрастов женщин (ряд Люка): 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47, 76, 123. Младенчество - до года; 1-7-детство; 7-11-отрочесто; 11-18-юность; 18-29-молодость; 29-47-зрелость; 47-123-старость. Женщины стареют раньше мужчин на 6-8 лет.
Вечной целью человека, стратегией его жизни была независимость от среды обитания, что продиктовано устремлением животного к самосохранению. Есте-ственно, что по мере развития культурной эволюции она помогла человеку в усилении своей независимости. Труд всегда был и остается сознательной дея-тельностью человека, а человек - субъект труда. Существует биологическая сторона человека как личности. Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, лич-ность и форма социального поведения которых базируется на работе многих ге-нов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. Анализ эволюционного процесса показал, что эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остано-вится. Ныне современная наука - это сложная система человеческих знаний - условно подразделяется на 3 группы: естественных, общественных и техниче-ских наук. В ХХ веке дифференциация науки диктуется необходимостью высо-кого профессионализма, знания конкретных деталей, без которых невозможны исследования.
Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода по-требностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Одни удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей, другие-человек при-вык удовлетворять бесплатно; это потребности в воде, воздухе, солнечной энер-гии и т.п. Назовем последние экологическими, а первые – социально-экономическими потребностями. Человеческое общество не может отказаться от использования природных богатств. Они всегда являлись и будут являться материальной основой производства, смысл которого и заключается в преобра-зовании различных природных ресурсов в потребительские блага. К вопросу об «экологизации» потребления можно подходить с разных позиций: физиологиче-ских, нравственных, социальных, экономических. Для любого общества управ-ление ценностной ориентацией потребления – одна из наиболее сложных соци-альных задач. В настоящее время цивилизация переживает ответственейший период своего существования, когда ломаются привычные стереотипы, когда приходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов совре-менного человека вступает в острый конфликт с первоосновой потребностей каждого – сохранением здоровой среды обитания. Трудности, порождаемые развитием цивилизации, растущая деградация природной среды и ухудшение условий жизни людей порождает необходимость действовать, искать новые концепции общественного развития.
Проблемы исторических и социальных условий происхождения человека и систематики рода Homo находится в стадии становления. Среди ученых, не только антропологов и палеогеографов, нет единого мнения ни о времени про-исхождения человека, ни о его предках. С биологической точки зрения это один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов.
В позднем миоцене (11 – 12 млн. лет) отделилась антропоидная линия, состоя-щая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант). Род Homo лишь по-следнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокуп-ности составляет семейство гоминидов. Это семейство как ветвь эволюции, ко-торая после своего отделения, привела к современному человеку.
Человек как биологическое существо был обречен на вымирание. Его инстинк-ты были слабо развиты. Человек не был достаточно укоренен в природе и по-гиб, если бы не обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению. Человек неосознанно подражал животным, что не было заложено природой, но оказалось спасительным его достоинством.
Между человеком и реальностью его бытия возникло огромное пространст-во. Произошло как бы удвоение реальности, что получило отражение в сфере мысли, сознания. Это пространство можно назвать культурой, где раскрывается творческий потенциал человека. Своеобразие человека в его способности пре-одолеть собственную видовую ограниченность. Трехмерная стихия-первое ус-ловие прогрессивного развития мозга; второе условие - наличие рук; третье ус-ловие - социальный строй жизни и система информатики, вынесенная за преде-лы мозга как его продолжение. Значения, опыт, передача их из поколения в по-коление стало одним из решающих факторов социальной среды и наряду с ес-тественным отбором дало большую форму Homo sapiens в борьбе за существо-вание. В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного - культура. Человек-это существо, наделенное культурой. Ни одно животное не создало своей второй природы. Это - прерогатива человека, это - плод его куль-турной эволюции.
Генетическое исследование человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) показывали, что 97% генов у них идентичные. Это свидетельствует об огромном единстве и однородности чело-вечества. Понятие раса-функция климата и среды обитания отдельной популя-ции. Разделение на расы лишено было идеологического смысла.
Организм человека развивается неравномерно, по своей специфической вре-менной шкале, отвечающей развертыванию ряда чисел Фибоначчи. Периодич-ность в жизни человека очевидна. Критические возрасты отвечают следующему ряду: 1, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89. Младенчество-до года; 1-8-детство; 8-13-отрочество; 13-21-юность; 21-34-молодость; 34-55-зрелость; 55-89-старость. Периодичность возрастов женщин (ряд Люка): 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47, 76, 123. Младенчество - до года; 1-7-детство; 7-11-отрочесто; 11-18-юность; 18-29-молодость; 29-47-зрелость; 47-123-старость. Женщины стареют раньше мужчин на 6-8 лет.
Вечной целью человека, стратегией его жизни была независимость от среды обитания, что продиктовано устремлением животного к самосохранению. Есте-ственно, что по мере развития культурной эволюции она помогла человеку в усилении своей независимости. Труд всегда был и остается сознательной дея-тельностью человека, а человек - субъект труда. Существует биологическая сторона человека как личности. Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, лич-ность и форма социального поведения которых базируется на работе многих ге-нов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. Анализ эволюционного процесса показал, что эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остано-вится. Ныне современная наука - это сложная система человеческих знаний - условно подразделяется на 3 группы: естественных, общественных и техниче-ских наук. В ХХ веке дифференциация науки диктуется необходимостью высо-кого профессионализма, знания конкретных деталей, без которых невозможны исследования.
Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода по-требностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Одни удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей, другие-человек при-вык удовлетворять бесплатно; это потребности в воде, воздухе, солнечной энер-гии и т.п. Назовем последние экологическими, а первые – социально-экономическими потребностями. Человеческое общество не может отказаться от использования природных богатств. Они всегда являлись и будут являться материальной основой производства, смысл которого и заключается в преобра-зовании различных природных ресурсов в потребительские блага. К вопросу об «экологизации» потребления можно подходить с разных позиций: физиологиче-ских, нравственных, социальных, экономических. Для любого общества управ-ление ценностной ориентацией потребления – одна из наиболее сложных соци-альных задач. В настоящее время цивилизация переживает ответственейший период своего существования, когда ломаются привычные стереотипы, когда приходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов совре-менного человека вступает в острый конфликт с первоосновой потребностей каждого – сохранением здоровой среды обитания. Трудности, порождаемые развитием цивилизации, растущая деградация природной среды и ухудшение условий жизни людей порождает необходимость действовать, искать новые концепции общественного развития.